Русская линия
НГ-Религии Иван Казаков15.06.2005 

Патриарх эпохи перемен
Алексий II как символ новой России

Что такое 15 лет в жизни человека? Что значат эти годы в жизни государства и общества? Много это или мало? Для России, которая за это время прошла громадный путь от тоталитарного государства до демократического, это целая историческая эпоха!

Именно столько лет во главе Русской Православной Церкви стоит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, начавший свое патриаршее служение в 1990 году.

В то трудное и смутное время, когда ни советское партийное руководство, ни исполнительная власть не понимали всей катастрофичности создавшейся в стране ситуации, в Церкви появился человек, готовый озвучить тревогу за будущее многонациональной страны, за судьбы людей, оказавшихся заложниками на развалинах громадной «империи». Патриарх Алексий призывал тогдашнее руководство страны и республик к мудрости и осмотрительности, чтобы сохранить Советский Союз от распада.

Он радел не только о православных верующих, что вполне естественно для главы Церкви, но и о целостности государства. Увы, его голос звучал одиноко, а критиками воспринимался как нечто ретроградное и имперское. Не все понимали и задумывались о тех опасностях и угрозах, которые принесла эпоха перемен.

Поэтому не случайно голос Алексия II звучал на всю страну в самые трудные и переломные моменты нашей последней пятнадцатилетней истории. И 19 августа 1991 года, и в октябре 1993-го он звал к сохранению гражданского мира, к тому, чтобы остановить кровопролитие. И не вина Церкви и Патриарха, если лукавые и амбициозные политики не услышали и не вняли этим словам…

Конечно, найдутся люди, которые скажут, что это не дело Церкви вмешиваться в «большую» политику. Однако стоит напомнить, что история Русской Церкви сохранила имена именно тех, кто не боялся властителей века сего. Не случайно Церковь канонизировала митрополита Московского Филиппа, обличавшего царя Ивана Грозного за его злодеяния. За годы тоталитарного прошлого Церковь занимала в обществе самое последнее место, поэтому был нужен смелый и решительный иерарх, способный сказать решительное «нет» практике государственного атеизма и чиновничьему произволу.

Именно таким человеком оказался Алексий II. Еще будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, в 1985 г. он написал письмо Михаилу Горбачеву. В нем он говорил о том, что на фоне «перестройки» общественной жизни Церковь в СССР влачит по-прежнему жалкое существование. Однако госчиновники от религии усмотрели в этом вызов, брошенный властям предержащим, и мятежного иерарха отстранили от должности управляющего делами Московской Патриархии.

Неслучайно Поместный Собор Русской Церкви избрал Алексия Патриархом, потому что никто другой не пользовался среди иерархов таким авторитетом и уважением. Церковь хотела видеть у кормила духовной власти человека мудрого и решительного, способного отстаивать ее интересы на государственном и международном уровне.

Это сейчас мы уже привыкли к тому, что человек в рясе присутствует и в Кремле, и на экране телевизора, и в военном городке, и в больнице, и в местах заключения, но всего лишь 15 лет назад ничего подобного никто и представить себе не мог… Журналисты того времени искренне писали и верили, что религия отмирает естественным образом, а граждане, встретив священника на улице, провожали его недоуменным взором и пожимали плечами! Все это теперь в прошлом, и многое воспринимается уже как само собой разумеющееся. В этом, несомненно, заслуга Патриарха, все эти годы боровшегося за укрепление авторитета Русской Церкви.

В последние 15 лет наша жизнь менялась так часто и так быстро, что порой трудно было уследить за извивами собственной судьбы, не говоря уж о судьбе нашей бывшей родины — СССР, которая развалилась и затонула со скоростью «Титаника». За эти годы мы пережили немало государственных переворотов, экономических кризисов, скандалов, терактов и катастроф, видели стольких спикеров, министров и даже президентов, но Патриарх Алексий II все эти годы оставался на своем посту, словно утверждая приоритет вечного, духовного над земным и преходящим.

В этой сфере у нас явно больше успехов, чем в политике и экономике. Открывались и восстанавливались разрушенные монастыри и храмы. В запасниках музея атеизма нашлись мощи Святого Серафима Саровского. Император Николай II, которого проклинали в советских школьных учебниках, был объявлен святым, в Россию вернулись Тихвинская и Казанская иконы Богоматери и многие другие святыни, утраченные за годы лихолетья.

Алексий II стал достойным лицом этого непростого периода в истории Русской Православной Церкви и своего рода символом новой России. Ведь любой Ренессанс — это не только созидательная, но и разрушительная эпоха. Заслуга Алексия II в том, что он всегда старался созидать новое, не разрушая старое, не вычеркивая из нашей истории даже самых тяжелых, кровавых и позорных страниц.

В романе «Икона», который принадлежит перу знаменитого автора политических триллеров Фредерика Форсайта, есть персонаж «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II». Персонаж далеко не проходной и весьма важный для России, которая, как водится, находится в трудном положении и практически скатывается к фашизму. Не будем пересказывать содержания толстого романа, скажем только, что в этом полуфантастическом произведении «Патриарх» с Божией помощью спасает Россию и вместе с ней весь мир.

Появление фигуры «Патриарха» на страницах политического триллера — вещь по-своему знаковая. Алексий II перестал быть чисто церковной фигурой. К его негромкому голосу прислушиваются даже люди, далекие от религии. Последние выступления Патриарха о том, что ксенофобия и национальная вражда очень опасны и могут привести к развалу России, обращены не только к православным, но и ко всем, кого волнует будущее нашей страны. Нам остается только надеяться на то, что спасение России действительно напрямую связано с судьбой Церкви и ее Патриарха

http://religion.ng.ru/people/2005−06−15/1_patriarh.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика