Время новостей | Александра Толстихина | 15.06.2005 |
А готовы ли инвесторы покупать и реставрировать памятники? Этот вопрос остается открытым. Известно, что во Владимирской области был составлен список из 300 исторических объектов, которые предложили инвесторам — бесплатно или за символическую плату. Эти памятники были столь сильно разрушены и требовали таких серьезных вложений, что желающих их приобрести не нашлось.
Однако весьма вероятно, что будет появляться все больше инвесторов, специализирующихся на объектах наследия в силу собственного интереса и особенностей региона, где они работают. На чем еще зарабатывать в таких городах, как Великий Устюг, Крапивна, Гороховец, где другой недвижимости, кроме исторической, весьма немного? Тем более что понемногу увеличивается и число туристов, приезжающих в эти края. Предприниматель из Ростова Великого Иван Синюшкин, обустроивший в бывшей усадьбе купца Плешанова небольшую гостиницу очень приличного уровня, совсем недавно купил еще два исторических объекта в Ярославле. Иван Кононов, тоже восстановивший купеческую усадьбу — в Калязине Тверской области, вскоре приобрел еще одно, некогда роскошное имение — Знаменское Раек.
Ставку на формирование этого своеобразного делового сектора делает созданный недавно национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Эта организация, а также Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), основанное в начале XX века и возродившееся десять лет назад, занимаются изучением, описанием и популяризацией нашего огромного усадебного наследия. Стремясь к объединению вокруг себя заинтересованных бизнес-структур, фонд «Возрождение русской усадьбы» претендует на роль своего рода агентства исторической недвижимости, где будет концентрироваться не только информация о том, какую усадьбу можно купить и каково ее нынешнее состояние, но и соответствующий опыт работы с памятниками.
Однако успешные и для бизнеса, и для памятников опыты приватизации пока единичны, и аргументы против этого пути достаточно серьезны. Даже Михаил Лермонтов, тезка и потомок поэта, восстановивший на собственные средства родовую усадьбу Середниково, в беседе с вашим корреспондентом высказал по этому поводу весьма серьезные опасения: «Когда процесс станет массовым, у владельцев может быть неадекватная реакция: закроют приобретенные памятники большим забором — и все. Закон обязывает обеспечить доступ? Так ведь наш человек не по закону живет, а по правде. А правда у каждого своя». Лермонтов — сторонник трастовых форм управления наследием, развитых во многих странах Европы. В Англии национальным трастам принадлежит около 80% территорий, наиболее ценных своими пейзажами, исторической средой и памятниками архитектуры. Исторические объекты им передают в доверительное управление государство или частные владельцы. Трасты вырабатывают общие подходы к восстановлению и использованию памятников, привлекают средства для их реставрации и содержания, сдают в аренду, выкупают у владельцев некоторые особо ценные объекты. «В Середникове я в одном лице и владелец, и инвестор, и управляющая компания, и эксплуатирующая фирма. Для большинства инвесторов это нереально», — говорит Лермонтов.
В прошлом году был создан Национальный центр опеки наследия, сопредседателями которого стали ректор МАрхИ, президент Академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев, вице-президент Академии реставрации Виктор Виноградов и председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева. В течение полутора-двух лет центр обещает разработать и представить в правительство и Думу проект нормативного документа по созданию российского национального траста. По нашим данным, центр ведет переговоры с правительством Москвы о передаче в его управление нескольких пилотных объектов. В том, что проекты, озвученные центром, осуществятся, можно не сомневаться — все три его сопредседателя принимают непосредственное участие в решениях по московским памятникам истории и архитектуры. Однако в опеке больше всего нуждаются не они, а огромное историческое наследие провинциальной России.
Некоторые осторожные надежды связываются с внутренним туризмом, который развивается в России очень медленно, но верно. Между тем, как полагает Лермонтов, именно туризм, в особенности усадебный, способен создать моду на историзм. А где мода, там и инвестиции. «По моим подсчетам, 1−2 млн москвичей готовы регулярно проводить выходные в загородной усадьбе. Около ста усадеб в Подмосковье — подходящие объекты для туризма. Остается только создать сеть усадеб, приспособленных для туристических целей. Часть может быть использована для делового туризма — конференций, клубных мероприятий».
Турбизнес со своей стороны также видит сегодня свои главные перспективы внутри России, а не вне ее. Но при этом ждет определенной помощи от государства. А государство в свою очередь надеется на бизнес.