Новые Известия | Михаил Поздняев | 15.06.2005 |
Встреча эта давно должна была состояться, учитывая роль, сыгранную церквями, прежде всего православными, в исходе украинских выборов. Напомним: за Ющенко агитировали народ Украинский патриархат (УП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), не признаваемые Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП), в свою очередь ратовавшей за Януковича.
Долг платежом красен. Ющенко при каждом удобном случае подчеркивает, что «демонстрирует равенство ко всем Церквям». В этом убеждал он и Алексия II в ходе московского визита. Но для наблюдателей все очевиднее его намерение покончить с расколом православных и желание собрать их под одним крылом. Да, патриарху Алексию II он пообещал сохранить статус-кво РПЦ на Украине, однако благословение на поездку получил от патриарха Филарета (Денисенко), экс-митрополита Киевского, который в середине 90-х из-за неповиновения Алексию II был расстрижен в монахи, а затем предан анафеме. Сегодня Филарет не скрывает намерения стать уже не на бумаге, а реально патриархом всея Украины.
По сообщению пресс-службы президента, в адрес Ющенко в последнее время поступают «многочисленные обращения с просьбой поддержать процесс объединения православных церквей». Президент «понимает деликатность этого вопроса, но идея заслуживает всяческой поддержки».
«Деликатность вопроса» — в том, чтобы обеспечить процессу «собирания церквей» легитимность. И Ющенко предпринимает усилия в этом направлении. В прошлую среду он встретился со Вселенским патриархом Варфоломеем (Архондонисом) — «первым среди равных» в православном мире. Патриарх заявил, что победа Ющенко на выборах «открыла для Украины окно в Европу». Президент в ответ в очередной раз побожился, что «власть действует честно в церковных отношениях», но счел нужным подчеркнуть: «украинское общество ждет создания единой поместной православной Церкви».
Встрече президента Украины с патриархом Константинополя предшествовала тщательная подготовка. В середине марта в Стамбул прилетел госсекретарь Александр Зинченко. После его встречи с Варфоломеем, во время которой было заявлено, что «Вселенский Патриарх и Материнская Церковь Христа пользуются в Украине неопровержимым авторитетом», в печати появилось сообщение, тянущее на скандал. В Киев-де было доставлено послание Варфоломея, в котором утверждалось, что Киевская митрополия РПЦ давно не является канонической территорией. Из этого следовало, что Варфоломей благословляет «приватизацию» Виктором Ющенко всего украинского православия. Представители РПЦ поспешили поставить это сообщение под сомнение, что было скорее дипломатическим ходом, нежели искренним недоверием к возможности подобного коварства со стороны Царьграда. Но спустя месяц Алексий II в интервью греческим журналистам выразил неподдельное беспокойство как симпатиями Ющенко к его оппонентам, так и переговорами, ведущимися эмиссарами частей расколотой церкви в Константинополе, дабы наконец воссоединиться под его эгидой. «Понятно желание национальных правительств, — отметил патриарх, — добиваться религиозного мира и стабильности в своих странах. К сожалению, часто случается так, что, даже действуя из благих побуждений, они провоцируют еще большее обострение уже имеющихся конфликтов. Не должно быть места ситуации, когда человек, противопоставляющий себя своей Церкви (имеется в виду РПЦ. — „НИ“), рассчитывает при этом на поддержку со стороны другой Церкви (то есть Константинопольской. — „НИ“)…»
Сегодня Виктор Ющенко фактически дает ответ на увещевания Алексия II: сам-то он готов и дальше «демонстрировать равенство ко всем Церквям», но ведь есть еще глас народа. Не президент, а его величество народ желает единой церкви на Украине!
Так ли это в действительности?
В апреле Центр экономических и политических исследований Разумкова провел среди украинцев опрос на тему: «Поддерживают ли они план создания единой Православной Церкви?» Примерно 41% ответили положительно, 15% дали отрицательный ответ. Наибольшее одобрение этот план получил на западе страны, где религиозные чувства особенно сильны. Здесь «за» высказались 57% опрошенных, в то время как на востоке план нашел поддержку лишь у 27%, а 47% не проявили к нему ни малейшего интереса.
Так обстояло дело в апреле. Сегодня, как полагают эксперты, число сторонников Ющенко может в целом по стране далеко перевалить за пятидесятипроцентный рубеж. На это указывают и «многочисленные обращения граждан», и чрезвычайно миролюбивые заявления патриарха Филарета в последние дни. С такой теплотой он еще никогда не отзывался о предавшей его анафеме РПЦ. Метавший громы и молнии в адрес «москалей», патриарх напоминает сегодня кота Леопольда.
«Факт существования молодого крупного самостоятельного государства объективно подталкивает украинскую элиту к мысли о необходимости „своей“ церкви, — говорит Николай Митрохин, директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии. — „За живое“ берет мысль: если все европейские православные государства самостоятельны в решении „проблем духовности“, то почему Украина в этом вопросе зависит от кого-то? Именно этой мощной тенденции противостоит Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Сторонники полной самостоятельности имеются и внутри самой УПЦ МП. И хотя еще в конце 1996 года Священный Синод УПЦ МП однозначно заявил об отсутствии необходимости автокефалии для церкви, ситуация быстро может измениться. Чем дольше будет существовать самостоятельное украинское государство, тем труднее будет объяснять верующим необходимость подчинения Москве, при том, что православие на Руси началось с Крыма и Киева».
УКРАИНСКИЙ КРЕЩЕНЫЙ МИР
На Украине сегодня 27 500 зарегистрированных религиозных общин и 26 650 священнослужителей. Более половины общин принадлежат Украинской Православной церкви Московского патриархата (10 310), УПЦ Киевского патриархата (3186) и Украинской Автокефальной Православной церкви (1107). Каждая пятая община принадлежит Украинской греко-католической церкви (3 328) и Украинской Римско-католической церкви (854). Всего на Украине около 30 тыс. религиозных организаций, в том числе 365 монастырей, в которых более 6 тыс. монахов, 283 духовные миссии, 163 духовных учебных заведения, где обучаются почти 20 тыс. человек. Богослужения совершаются в 20 тыс. храмов, каждый пятый из которых является памятником архитектуры.