Русская линия
Аргументы и фактыЕпископ Пантелеимон (Шатов)15.06.2005 

Православие: мода или необходимость?
Интерес людей к церкви заметно растет. Что это — очередная модная тенденция или свидетельство того, что Россия действительно обратилась к Богу?

НА ЭТИ и многие другие вопросы отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.

— ПОНЯТИЕ моды теряет свой негативный смысл, если речь идет об увлечении чем-то хорошим. К примеру, если бы женщины увлеклись воспитанием детей и в моду вошли многодетные семьи, нам бы не грозила, как сейчас, демографическая катастрофа. В вопросе веры такое тоже возможно: обычно люди приходят в церковь не сами по себе, а вслед за кем-то, увлеченные чужим примером. Хотя бывает, что человека притягивает только внешняя сторона, например, ему нравится носить крест, потому что он золотой и красивый. Но я думаю, что даже внешнее может быть путем к внутреннему. Был такой случай с одним мучеником — он изображал в театре христианина, играл сцены из церковной жизни. Делая это, он уверовал в Бога и за свою веру пошел на смерть.

Но, по сути, дело тут не в моде. Во времена гонений в храм ходили только те, кто не боялся умереть за Господа, не боялся страданий и тюрьмы. Сейчас гонения на церковь прекратились. Во все времена, когда церковь становилась свободной, в нее приходило больше людей. В целом, я думаю, что мода на православие — это то, чего не хватает нашей стране.

Не мелочное исполнение, но открытость души…

— ОТЕЦ Аркадий, как церковь смотрит на то, что в храмы ходят люди, не знающие молитв и всех таинств совершающихся ритуалов?

— Эти люди похожи на младенцев. Скажу честно, для меня они — самые дорогие в церкви. Почему в семье младенцев любят больше остальных? Они больше всех нуждаются в заботе. Я таких людей встречаю с радостью. Если человек приходит в церковь, ему не нужно бояться собственного незнания и неумения, потому что он приходит к Отцу Небесному. Ведь когда приходите к своему папе, вы же не боитесь сделать или сказать что-то не так, потому что знаете — отец все поймет. Не нужно думать, что Господь похож на тех самых бабушек, которые есть во всех церквях и которые ругаются на каждого, кто неправильно крестится или плохо повязывает платок. Смысл религии не в мелочном исполнении каких-то обрядов, а в том, чтобы душа открылась навстречу Богу.

— В связи с большим количеством новоначальных не делает ли церковь послабления, например, в вопросе ношения брюк в храме, несоблюдения постов?

— Если девушка придет в храм в брюках или, например, с косметикой на лице, никто ее не выгонит. Так же, как и человеку, который не умеет поститься, вряд ли откажут, скажем, в причастии. Что можно спрашивать с младенца? Сначала его нужно научить, дать ему радость общения с Богом, а потом уже и спрашивать. Людям, которые приходят в церковь и жалуются, что им сложно отстоять всю службу, я так и говорю: устал стоять — посиди. Тяжело сидеть — приляг. Главное, будь в церкви. Если ты будешь здесь, в доме твоего Отца, тебе будет от этого хорошо, а нам будет радостно, что ты пришел. Хотя это вовсе не значит, что младенцем надо оставаться всю жизнь…

— Порой люди носят крестик, но не ведут активную христианскую жизнь. Тем не менее они считают, что крестик — это защита, своего рода оберег. Так ли это?

— Господь говорит в Евангелии: «По вере вашей да будет вам». Если человек верит в силу креста, я думаю, Господь этой веры не посрамит и будет ему помогать. Другое дело, что человек обязан понимать: крест должен быть начертан в его душе, а нательный крест он носит как напоминание. Есть бандиты и разбойники, которые носят кресты, но я не думаю, что это поможет им. Не каждый, кто носит крест, достоин благодати Божьей.

А жена — она и есть жена

— МНОГИЕ молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода. В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца. Просто так на брак церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять. На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут — живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена — она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Дарья АПТЕКАРЕВА

http://www.aif.ru/online/aif/1285/4301


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru