Отрок.ua | Игумен Сергий (Рыбко) | 15.06.2005 |
Теперь батюшка-«радикал», игумен Сергий (Рыбко), служит в Москве. В 2004 году Святейший Патриарх Алексий вручил ему премию «Обретенное поколение» — как раз за эту самую деятельность, ибо не оставил он ее: сегодня он желанный гость в московском рок-клубе. Отец Сергий считает, что евангельская проповедь должна звучать не только в храме, но и везде, где может быть услышана, и нет более благодатной почвы для этого, чем юное сердце. А возможным оппонентам ответим словами греческого старца Порфирия: «Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале[2]. Я очень хотел поехать туда… чтобы оставить для беседы с ними одну любовь Христову, которая преображает». А потому пусть рассуждают те, кто любит «отцеживать комаров», а мы зададим вопросы о. Сергию, который делает свое дело пастыря, как заповедал ему Христос.
— Некогда юноша вопросил Христа о спасении и, услышав ответ: «Иди продай имение твое и следуй за Мной», отошел от Господа опечаленный. Евангелие не вписывается в узкие рамки, и евангельский юноша — это образ души, не решающейся следовать за Господом по каким-то своим соображениям. Но, может, не случайно Евангелие повествует о юноше: в молодости особенно не хочется лишать себя так называемых радостей жизни: Церковь ведь накладывает определенную ответственность на человека, во многом требует ограничения. Сколь многие и сейчас отходят от врат церковных опечаленными, признаваясь: «Я верю в Бога, но чтобы креститься, надо отказаться от того и от этого…» Может быть, здесь неверное понимание Церкви как института запретов? Возможен ли какой-то компромисс между следованием за Христом и обычным для юности мироощущением?
— Я могу отвечать на основе своего личного опыта, т.к. пришел в Церковь в 18 лет и с 19 лет, по милости Божией, при ней трудился. Когда я открыл для себя богатство Церкви, ту радость, которую Господь обещает, говоря: царство Божие внутри вас есть, я понял, что именно здесь начинается блаженство по мере трудов человека над самим собой, поэтому я достаточно легко оставил все мирское. Есть вещи, разрешенные православному христианину (создать семью, иметь работу, достаток, друзей, какие-то увлечения), а есть — запрещенные, т. е. собственно грехи. Грех — это некий беспредел, когда человек пересекает определенные рамки. «Все неумеренное от бесов», — сказал прп. Пимен Великий. Кушать — это не грех, а объедаться — уже грех. Иметь законную венчанную семью — не грех, а впадать в распущенность — грех. Молодые люди, по своему неведению учения Церкви, путают, что разрешается и что нет. Зачастую вера в Бога представляется сидением в четырех стенах в черных одеждах и оплакиванием неизвестно чего, будто человек уже умер. Однако это вовсе не так. Просто необходимо знать те рамки, в которые ставит Церковь человека. Например, целомудрие. Ведь распущенность, супружеская неверность даже миром осуждается, даже среди язычников это не почетно, поскольку существует институт семьи. Отказ от греха доставляет человеку подлинную радость, каждая такая победа над грехом приближает человека к Богу, а значит, к настоящему, незаменимому никакими земными благами, блаженству.
— Современный юноша воспитывается в другой действительности, отличной от той, в которой прошла Ваша юность. Сейчас, когда рухнул железный занавес, наступила эпоха вседозволенности и культа разврата. В этой атмосфере не приглушаются ли чувства, которые приводят человека к Богу?
— Св. Писание говорит об умножении соблазнов в последние времена, которые действительно обладают страшной разрушительной силой, но душа по природе — христианка, и сейчас есть множество людей, сохранивших чистоту и девство, которые отвращаются от греха. Всегда в этом мире хватало грязи. Римская империя была не менее распущена: в Спарте люди голыми ходили по улицам, и разврат воспевался поэтами, однако христианство родилось в этих условиях и нашло своих последователей. И всегда на таких людях стояла вера в Бога, на таких людях мир стоит. Причем с чистотой соединены и другие добродетели, недаром ведь слово «целомудрие» — т. е. человек цельно воспринимает мир, он мудрствует правильно, а развратник разлагается, теряет мозги, не говоря уж о множестве болезней. Или возьмем наркотики. Они тоже всегда были доступны человечеству, сейчас они доступны в большей степени, чем в наше время, но и тогда и сейчас были и есть люди, которые находили в них смысл своего существования и те, которые смотрели на них, как на нечто разрушительное. Наркотики — это лекарство для уменьшения страданий больных людей, это милость Божия, данная человечеству. Однако то, что люди превратили их в источник своей погибели, это проблема этих людей.
Всегда были люди, которые хотели быть с Богом, и люди, которые не хотели быть с Ним. Каждый человек делает выбор сам для себя: выберет он те блага, которые предлагает Господь, или блага, которые предлагает материальная жизнь. Если человек хочет стать животным, он станет животным, хочет стать человеком — будет человеком. Здесь свобода воли. Глупцы становятся животными, а люди помудрее выбирают жизнь с Богом, хотя она в этом мире может быть сопряжена с какими-то трудностями.
Один из проповедников сказал, что с тех пор как на земле явилась Истина, мир разделился на людей гордых и смиренных. А я бы сказал, что на людей глупых и мудрых. Любой человек хочет иметь побольше благ и поменьше страданий, но если человек выбирает для себя удовольствия «поколения пепси», считая благом только материальное, он себя обкрадывает, поскольку, кроме тела, у него есть душа и дух, которые тоже нуждаются в своих потребностях. Если человека начать купать в удовольствиях, душа и дух будут голодать, они будут выть, ведь того, что достаточно свинье, человеку не достаточно. В человеке заложен определенный потенциал, жажда добра, добротолюбие, и пока эта жажда не будет удовлетворена, человек не будет счастлив, гармоничен. Поэтому человек разумный наблюдает за собой, за жизнью окружающего мира, своих близких, и рано или поздно он это поймет.
— Не создается ли впечатления, что сейчас меньше молодежи приходит в храм?
— Нет, не создается — наоборот, больше. Дело в том, что грех надоедает душе. Человек создан так, что его не может напитать материальная жизнь. Отчего русские люди пьют? Оттого что человек русский как представитель Святой Руси имеет большой потенциал богообщения, и если в силу разных причин он не достигает этого богообщения, то начинает пить, чтоб забыться, заглушить в себе эту жажду Бога. Пока человек не откроет для себя Бога, он не будет удовлетворен, хоть ты его золотом осыпь. Золото почитается благом в этом мире, но христианство говорит, что жизнь человека не зависит от богатства его. Множество случаев, когда человек золото имеет и при этом несчастлив. Монахи же, которые вообще ничего не имеют, блаженны и радостны, потому что в царстве Божием живут уже здесь, на земле.
— В юном возрасте эта тоска по Богу более обострена, но ведь можно ее и заглушить…
— Все можно: можно погубить свою душу, можно убить свое тело, потому что человек свободен. Он может достигнуть богообщения, стать богоподобным, а может потерять человеческий облик и стать по образу и подобию демонов. Умереть душа уже не может, а разрушать себя до бесконечности можно. Это выбор человека. Есть множество причин в этом мире, которые препятствуют познать Бога. Все они называются страстями или грехами, с помощью которых душа разрушает себя. Это дело глупых людей. Человек разумный обязательно найдет истину. Действительно, в молодости эта тоска острее в силу чистоты души, ее неиспорченности, юный с детской простотой чувствует присутствие Божие и неполноту своей жизни вследствие удаленности от Бога.
В принципе, вся жизнь дается человеку на познание Бога, но в молодости, когда ничто человека не связывает, легче и проще принять Бога и последовать за Ним, а каждое замедление еще больше удаляет от Бога. Тоска эта усиливается, человек начинает ее заглушать — удовольствиями, суетой, чем угодно, лишь бы быть подальше от Бога. Опять-таки, это очередная глупость. О чем свидетельствует пожилой человек, неверующий в Бога? О том, что он всю свою жизнь сопротивлялся Божиему призыву, пока не закоснел в своем упорстве. Но если человек не хочет Царства Небесного, никто его туда силой не затащит. Его вполне удовлетворяет этот мир, который создан, как временная гостиница, чтоб, находясь в ней, человек решил для себя некую математическую головоломку. А его устраивает ситуация без этого решения. Но встает вопрос: что дальше-то, за порогом смерти? Конечно, легко убаюкивать себя, отвечая, что там ничего нет, но на самом деле ни одна душа этим не удовлетворяется. Это ответ, который дает временное успокоение.
— А если нет этого зова в юном возрасте?
— Значит, человек просто духовно болен, таким он вышел из утробы матери. Ведь мы очень много наследуем от наших родителей. Если это порядочные, добродетельные люди, то и человек рождается с такими задатками. У людей, убивших в себе образ Божий, и ребенок рождается таким, хотя любая искорка может разгореться с помощью Божией благодати, таинства Крещения. Все возможно Богу. Это судьбы Божии — кто спасается и кто нет. И родившиеся среди христианских народов не ценят этого и погибают, и папуасы-язычники становятся христианами и спасаются.
— Человек поверил в Бога. Как последовать Богу, и в чем заключается служение Ему?
— В исполнении Божиих заповедей, в желании познать Бога именно в христианской философии, в исповедании своей веры, в соответствии в жизни тем истинам, которые христианство в себе несет. А оно несет достаточно, дает ответы на все вопросы: как устроен этот мир, видимый и невидимый, как должен жить человек, для чего он должен жить, в чем добро и в чем зло. Христианство вполне удовлетворительно отвечает на все эти вопросы, нет ни одного неотвеченного. Человек, который захочет, эти ответы получит.
— Юноша был воспитан в вере, и это стало для него привычкой: есть внешнее благочестие, но нет личной, живой встречи с Богом. В юности должно произойти переосмысление своих христианских чувств?
— Если человек последователен в своей вере, то он не будет удовлетворен, пока эта встреча с Богом не произойдет. То, что человек с детства участвует в таинствах Церкви, имеет опыт христианского общения в семье, особенно если он видит нелицемерную христианскую жизнь своих родителей и может сравнивать эту жизнь с другими социальными группами, — это огромное подспорье. Есть сосуд, который остается наполнить содержанием. Иному нужно выстрадать, чтоб понять какие-то истины — а здесь очень многое готово. Церковная жизнь не станет мертвой привычкой, если родители не будут злоупотреблять, спекулировать на вере, на христианских чувствах. Однако рано или поздно ребенок, подросток будет поставлен в ситуацию, когда нужно будет сделать выбор: либо он с Богом, либо нет.
— Как Вы думаете, возможно ли совмещать увлечение движением хиппи и христианство? Если человек был воспитан в православной вере и увлекся?
— Либо он так и не был христианином, либо у него происходит временное отступление, это его ошибка. Человек, который уже имеет опыт общения с Богом, может, и увлечется, но ненадолго, ему уже ничто другое просто не нужно. Вкусивший сладкого не захочет больше горького, вкусивший благодатных радостей и переживаний, не захочет мирских радостей — они более грубы.
— А обычные юношеские увлечения? Как человек может выбирать, что можно, а что нельзя?
— Увлечения, которые от Бога не удаляют, допустимы. Чтобы понять, надо руководствоваться совестью. Не всегда есть рядом учителя, добрые люди, но всегда есть совесть. Если человек будет к ней прислушиваться — это самый лучший руководитель. Это голос Божий в человеке, и все, что совести не противоречит, не попирает ее, можно. Что не запрещается, то разрешается.
— Умение драться необходимо православному юноше? Нет одного мнения по поводу восточных единоборств. Говорят, что заниматься ими и быть свободным от этой философии невозможно.
— Неправда. Там есть определенная философия, но оставим ее китайцам и японцам, наши дерутся не хуже теми же самыми способами и оставаясь православными. Это примитивный взгляд на вещи. Я общался с православными людьми, которые это мнение опровергают. Один батюшка из Владимирской области основал при храме секцию тоэквандо. Собрал несколько десятков подростков, начал преподавать им борьбу, и постепенно они стали православными. Любой мужчина может оказаться в ситуации, когда надо кого-то защитить: жену, сестру, мать, просто прохожего, поэтому настоящий мужик должен уметь драться.
— А курение? Известно, что император Николай II курил, а он — иже во святых…
— Все, что отнимает здоровье, грех. Теперь на царя все ссылаются. Это был его грех, он тоже человек. Мч. Вонифатий и пил, и впадал в блуд. Однако когда он стал мучеником, он уже не пил и не блудил, принес покаяние. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Что ты мне показываешь примеры грешников? Я тебе покажу примеры святых. Только если ты последуешь за грешниками, то вместе с ними окажешься в аду, а если последуешь за добродетелями святых, то окажешься в раю. Хочешь — оставайся грешником, а я хочу следовать за святыми».
— Если только что обратившийся молодой человек курит, надо резко бросить эту привычку?
— Я всегда считал курение чем-то нехорошим, даже когда неверующим был, а когда стал верить в Бога и узнал, что это грех, стал вести непримиримую борьбу. Каждая выкуренная сигарета была укором моей совести, я бросал 2 или 3 раза, пользуясь постами. Пост начинается — я бросаю. А сейчас не понимаю, зачем человек курит. Все религиозные системы учат, что чем меньше желаний, тем меньше страданий, а здесь человек воспитывает в себе лишнюю потребность, чтобы, удовлетворяя ее получать удовольствие.
— Можно ли носить длинные волосы? Некоторые священники, ссылаясь, видимо, на Книгу правил, считают это исключительным правом монахов.
— Книга правил во многом отражает взгляды времени. Например, по Книге правил девушке можно выходить замуж в 13 лет, а юноше — в 15 лет. Надо учитывать изменившиеся условия. Я ничего плохого не вижу в длинных волосах. Если есть желание — носите.
[2] Матала — место в Афинах, где собираются хиппи.
Беседу вела Елена МИРОЛЮБОВА
10.05.2005