Труд | Анатолий Стародубец | 15.06.2005 |
Испокон веков обращение к Библии давало возможность художникам в иносказательном ключе поведать о своем времени и попытаться найти ответы на животрепещущие вопросы современности. Каждый находил свое в многочисленных сюжетах самой значительной книги в истории человечества.
На художническое сознание немецкого экспрессиониста Отто Дикса (1891−1969) сильно повлияла первая мировая война. К религиозным сюжетам художник обращается после ранения и пережитых на фронте ужасов. Главной для него становится первая из книг Нового Завета — Евангелие от Матфея. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…» Темы, образы и своеобразная манера письма Дикса (обилие крови, слез и перекошенных от ужаса лиц) пришлись не по вкусу в тяготевшей к нордическому сознанию Германии. В период нацизма художника причислили к представителям «дегенеративного искусства», и большая часть его произведений погибла в уличных кострах геббельсовской инквизиции. На выставке представлены литографии Дикса, созданные им незадолго до смерти.
Испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904−1989) не испытал ни тягот военной службы, ни гонений. Внешняя канва его жизни безоблачна и благополучна. Драматизм Дали черпал в феномене фрейдизма, для которого «краеугольным камнем», как известно, являются сексуальные переживания. Именно эта сторона человеческой жизни интересовала Дали и в Библии, иллюстрировать которую художник начал еще в молодости. Однако в Москву привезли его работы более позднего периода — 1970-х годов: серию литографий к «Потерянному раю» Мильтона, офорты, посвященные Песни Песней, а также акварели и ксилографии на другие библейские сюжеты с эротическим подтекстом.
Младший собрат Дикса и Дали художник и поэт Эрнст Фукс (род. 1930) живет в Австрии, где почитается как основатель венской школы фантастического реализма. Пластический язык его искусства объединяет в себе элементы сюрреализма, готики и романтизма. Кроме того, Фукс долго изучал иконопись и символы искусства разных религий. Это особенно ощущается в представленных на выставке литографиях и офортах к отдельным книгам Ветхого Завета, а также издании Библии, полностью проиллюстрированной художником.