Псковское агентство информации | Владимир Попов | 15.06.2005 |
Информационная служба Псковской епархии попросила протоиерея Владимира Попова, настоятеля церкви св. Николая в Любятове, рассказать о смысле происшедшего события.
«Как правило, Вселенские Соборы собирались для того, чтобы выяснить подлинное самосознание Церкви в отличие от учения, которое пыталось объявить, что оно является подлинным изложением христианства. Все Соборы отвечали на очень важные вопросы церковного самосознания, которые касались духовной жизни Церкви. Если церковь исповедует лжеучение, она может быть церковью, но она будет мертва. Как сказал Господь в Апокалипсисе Сардисской церкви: „знаю дела твои, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв“ (Ин.3,1). В том — то и дело, чтобы жить Церковь должна исповедовать истину. И одно из предназначений Православной Церкви заключается в том, чтобы сквозь текучесть веков, подобно тому, как радуга стоит на водопаде: вода течет, а радуга стоит, так и истина должна стоять, несмотря ни на какие „водопады“. И она у Православной Церкви. Как бы мы высоко не ставили католичество — оно исторично, омирщено, католичество пошло на поводу истории. Оно не было над миром, оно было историческим и решало исторические вопросы, бытийные. „А Царство Мое не от мира сего“, — сказал Господь наш Иисус Христос (Ин. 18,36). Неотмирность — главная задача Православия, чтобы удержать истину и не дать ей попасть в исторический поток. Не дать ей влиться в историю.
Вот уже скоро будет семнадцать веков, как состоялся Первый Вселенский Собор в 325 году, в Никее, рассматривавший истинность учения Ария о Иисусе Христе, человеке, который не был единородным сыном и единосущим Отцу. Это учение было тем ложным препятствием, которое затемняло „Око человечества“. Господь говорит, что если око твое прозрачно, то и тело твое светло, а если око лукаво, то и тело во тьме. А Господь — „око мира“, и здесь очень важна воспринимающая способность человека, способность это понять — с одной стороны, но и человек должен быть достоин этого Ока. Есть два Евангелия: одно дано нам Господом, а другое является нашим ответом на это Господне Евангелие. Иными словами, надо постичь человечеству великую тайну воплощения Божества, понять, кто же такой Иисус Христос, в чем Его сокровенная Тайна, Тайна Его бытия. Почувствовать, что это небывалое со времени сотворения мира чудо и тайна Божией любви к человечеству. И для понимания этого человечеству потребовалось приложить грандиозные усилия, усилия лучших умов и душ человеческих. Ведь не случайно в это время начинается расцвет египетского монашества, и появляется преподобный Антоний Великий — один из борцов за „умоусию“ — единосущие. Арий говорил, что Христос человек, т.к. он не единосущен Богу. Бог отдельно, Христос — отдельно. Христос, по Арию, человек, который стал Божеством. Тогда отныне надежда на то, что человечество будет обожжено, пропадала. И святитель Афанасий Великий, опираясь на такого защитника веры, как Антоний Великий, со своими учениками начинает говорить о том, что Арий — это величайшая опасность для самосознания человечества, что если Церковь воспримет учение Ария, то погибнет само дело Христово. Несмотря на то, что Афанасию Великому пришлось претерпевать ссылки, гонения, поношения и угрозу для жизни, он вместе с отцами Первого Вселенского Собора отстояли великую тайну Боговоплощения, утвердив ее в Никейском Символе Веры, который мы до сих пор читаем: „Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша“. С тех пор понимание человечеством Христа было спасено. И доныне Православная наша Церковь хранит истины Богопознания. И это крайне важно, потому что вместе с видением Бога спасается не Бог, а спасается человечество. Человечество легко расчеловечивается. И как сказал Николай Александрович Бердяев: „Человек — не человечен, Бог — человечен“ — человечность человека идет от Бога. Тайна человека заключается в том, что он образ и подобие Божие, но образ и подобие Божие не просто даруется человеку, оно завоевывается, благодаря вере во Христа. И над этим надо трудиться. Не случайно подлинные образцы человечества „завоевывались“ в лице преподобных Антония Великого, Сергия Радонежского, и потом даровались как лики (образцы) всему человечеству. Скажем, тип русской святости, он определен Сергием Радонежским, он тот типус, который стал типом русского человека. Надо иметь в виду, что история — это не только время приобретений. Но и время утрат, как всякое время. И в процессе истории могут произойти такие страшные явления, как потеря глубочайших человеческих качеств, которые были завоеваны предыдущими поколениями. Например, человек Киевского времени не тот, что человек Московского периода истории. А „московский человек“ не похож совершенно на человека Петровского времени. Советский человек совсем другой, чем русский человек, например, эпохи Николая II. Человеческие временные типы разнуются между собой. В основе разницы лежит выбор исторических ценностей. Но эти ценности преходящи, и человек, когда цепляется за такие ценности, теряет свое подлинное человеческое лицо, свою основу, которая возобновляется полностью только благодаря церковному служению. Чем мы дальше от Бога, тем больше вероятность потери образа Божьего. И каждый раз, когда начинаются мятежи, смуты смущают житейское море, и образ Божий навсегда, казалось бы, теряется из-за этих смут, Церковь в своем стоянии опять и опять возобновляет и дает человечеству мир, о котором сказал Господь: „Мир Мой даю вам“ (Ин. 14,27). И, благодаря этому миру, успокаивается лоно и на нем начинается вновь отражаться лик Божий. Церковь потому и исполняет свою величайшую роль, что она постоянно возобновляет лик Божий, лик Христов в человеке. И надо понимать — церковное служение является спасительным служением — оно делает человека человеком. Ясно, когда речь идет о подлинности самого христианства, конечно же, православие является наиболее адекватным изложением сокровенной тайны того, что Бог явился во плоти.
Другие христианские деноминации, не буду говорить о католичестве, а особенно секты. Они, как раз, являются опасными для искажения лика человеческого, потому что выхватывают то одну, то другую черту из Евангелия и интерпретируют евангелические истины по своему вкусу, и, тем самым, искажают подлинный лик Божества, который лежит в глубине человеческой души. Именно поэтому так важно служение каждого священника, его предназначение, в том смысле, чтобы он был глубоко православным. Чтобы он умел сокровенные истины Православия донести до народа. Чтобы народ научился ценить и хранить эти истины.
Мы живем во время, когда очень сильно вымываются христианские ценности, благодаря пропаганде, телевидению, массовой информации. В этом треске и шуме заглушается „веяние Христово хладотонко“, которое организует человеческую душу. Христова истина тем и трудна, что для своего понимания она требует определенного напряжения человеческих духовных сил, надо прилагать все усилия. Восемьдесят лет атеизма оставили огромную пустоту в душах человеческих, и эта пустота начинает сейчас заполняться с одной стороны — псевдохристианством, сектанством, а с другой стороны -антихристианством. И в этом отношении очень опасен ислам. Он не столь безобиден для русского народа, как кажется, хотя русский человек имеет достаточный иммунитет против ислама. Но для этого надо быть русским человеком, а мы саму русскость теряем, вот в чем дело. Русскость неразрывно связана с Православием. „Верую во Единого Бога“ — вот это „Верую“ неразрывно связано с национальным самосознанием России, которое заключается в том, что она именно православная страна. И от православия ее нельзя оторвать без того, чтобы искорежить сам лик России. Не будет Россия православной страной — не будет России. Несмотря на чудовищные гонения Русской Православной Церкви, не бывалые в истории Церкви, когда только первые два века христианства могли сравниться с коммунистическими гонениями, Русская Православная Церковь жива и стоит в истине. Слава Богу».