Русская линия
Православие и современность Владислав Боровицкий15.06.2005 

Отойди от врага.

1 июня в Балашове начался во многом необычный судебный процесс по иску учительницы русского языка и литературы гимназии N 1 Н.А. Симоновой к корреспонденту областной газеты «Саратов-СП» и его единомышленнице. Твердое намерение учителя словесности, руководителя кружка «Православная культура» защитить свою честь и достоинство от нападок «демократических» журналистов, судя по всему, обречено на широкую огласку. Похоже, только на это и уповает сегодня газета, которая 15 марта нынешнего года опубликовала откровенно непрофессиональную заметку своего балашовского корреспондента Романа Евпакова.

Началась же история в этом январе во время балашовских Рождественских чтений, когда по местному телеканалу был показан сюжет об открытии в гимназии кабинета «Православной культуры». Тележурналистам балашовского представительства «ТВЦ-Саратов» инициатива школы пришлась явно не по вкусу. Иначе трудно объяснить прозвучавший вслед за этим в телеэфире комментарий. Ссылаясь на неких родителей, телевизионщики обвинили Н.А. Симонову в том, что она заставляет гимназистов посещать свои кружковые занятия. Через месяц в газете «Провинциальный телеграф» появилась заметка «Православие из-под палки», посвященная все тому же гимназическому кружку. Публикация удивительно напоминала газетный вариант пресловутого телесюжета.

Пример оказался заразительным: Евпаков решил, что настала пора поупражняться в антиклирикальной риторике и ему. Излишней аргументацией «разоблачитель» себя не утруждал. По существу все творение отроческого пера — это сплошной набор домыслов, призванных бросить тень на людей, считающих естественным существование в российской школе занятий, на которых «школьникам рассказывается о мировой культуре и литературе с точки зрения Православия», ребят знакомят с основами христианской морали, житиями святых. «Особое внимание, по словам госпожи Симоновой, уделяется целомудрию», — пишет, не скрывая своего удивления Евпаков.

Однако для пущей скандальности требовалось что-нибудь посерьезней. «Компромат» предоставила знакомая журналиста Мария Цыбанкова, студентка балашовского филиала СГУ. Отрекомендованная читателям в качестве бывшей ученицы Н.А. Симоновой, барышня заявила, мол, в школьные годы она «прогуливала уроки литературы, потому что „вместо них читались лекции на православные темы“».

Можно было бы оставить на совести студентки филфака нелюбовь к православной культуре, без которой немыслим богатейший мир русского искусства, с его иконой, монастырским пением, творчеством Гоголя, Лескова, Достоевского. Разве можно в полной мере понять русскую классическую литературу, не зная азов Православия?

Впрочем, обратиться в суд Н.А. Симонову заставило другое. Нина Александровна настаивает: она никогда не вела занятий у Цыбанковой и расценивает публикацию ее откровений как клевету. Если суд сочтет это заявление справедливым, молодым людям придется нести уголовное наказание по статье 129 УК РФ. Возможен и мирный исход. Нина Александровна уже предлагала Роману и Марии принести извинения через газету. Адвокат Евпакова М.В. Хохулина подтвердила, что ее подзащитный было согласился, но… «Саратов-СП» упорствует. И тому есть серьезная причина. Балашовский педагог посчитала закономерным, что ответственность за очернение ее имени и труда должны нести не только молодые «радикалы», но и их старшие коллеги из «Саратова-СП» и «Провинциального телеграфа».

Какая ирония судьбы! С одной стороны — православный человек, решивший руководствоваться не евангельскими образцами кротости, а скорее ценностями современного мира с его абсолютизацией закона, с другой — «демократическая газета», в штыки принявшая стремление гражданина защитить свои права и свободы. В Балашове это со всей очевидностью проявилось в стремлении максимально затянуть судебный процесс. На первом же заседании журналист сходу заявил о недоверии судье под предлогом того, что малолетняя дочь служительницы Фемиды когда-нибудь может оказаться… в классе у Н.А. Симоновой. Тем временем курирующая творчество Евпакова на правах землячки журналистка «Саратов-СП» Светлана Бочарова опубликовала в номере за 2 июня «разгромную» статью «Молчать! Верить!», написанную в духе передовиц советских газет 30-х годов.

Опытному мастеру, хорошо знающему Балашов, как говорится, Сам Бог велел разобраться в интересной педагогической проблематике. Уже не первый год в нескольких школах Балашова ведутся православные факультативы, православные педагоги проводят в городе свои Рождественские чтения, их приглашают на конференции в Москву, Ростов, Питер. Почему бы не проанализировать накопленный опыт, не рассмотреть его достоинства и недостатки? А вдруг он настолько хорош, что требует максимального пропагандирования? Или иной вариант. Может, будучи первопроходцем, Н.А. Симонова порой действительно расставляет неправильные акценты на своих занятиях. На последнем заседании актива Ассоциации православных педагогов области звучали замечания, в частности, и по поводу ее методики.

Увы, цель Бочаровой совсем иная. Ей совершенно неинтересно ни совершенствование школьных разработок, ни сама школа, ни дети. О действенной приверженности либеральным ценностям, которые так любит поминать Бочарова, в преддверии судебных тяжб и говорить не приходится. Одна надежда — на скандал. Глядишь, у кого-то не выдержат нервы… Чего только не вменяет Н.А. Симоновой журналистка, так и не встретившаяся ни с самим педагогом, ни с ее коллегами, ни с учениками и родителями. Однако прегрешений набирается немного: критическое отношение к нынешней школьной программе по литературе, современному телевидению и моде.

Что остается журналистке за неимением фактов? В 30-е годы в таких случаях писали открытые письма прокурору. Сотрудница «Саратова-СП» поступает аналогично. Истинная суть ее «исследования» на самом деле заключена в конце текста. Пять грозных вопросов, обращенных «к чиновникам, обязанным контролировать учебный процесс», венчает еще более грозное послесловие: «Просим считать данную статью запросом во все официальные структуры, обязанные и могущие контролировать…».

Уже первый вопрос — бездна лукавства. «Наше государство все еще отделено от Церкви, и если да, то является ли частью государства школа?». Кому-кому, а С. Бочаровой хорошо известно, что «Закон о свободе совести и религиозных объединений» позволяет преподавание культурологического среза Православия в школе. Естественно, знают о нем и в министерстве образования области, год назад подписавшем с Саратовским епархиальным управлением договор о сотрудничестве. Тем не менее «Саратов-СП», существующая исключительно на казенные деньги, считает возможным замалчивать решение законодательной и исполнительной власти.

Ни о милосердии, ни об уважении к тысячелетней духовной традиции страны, ни об успокоении умов сограждан ни одна из сторон этого противостояния сегодня, похоже, задуматься не хочет. И если Н.А. Симонова все же остается в рамках законности, то «Саратов-СП», кажется, пустился во все тяжкие. Концовка материала Светланы Бочаровой — это, кажется, один сгусток ненависти, направленной уже не столько против учителя, сколько против Православной Церкви в целом. «Мы не были готовы узнать, что РПЦ отвергает гуманистические ценности», — эти слова заставляют усомниться в наличии элементарного чувства реальности — как у нее, так и у редактора, утверждавшего текст для публикации.

Мои разговоры с Н.А. Симоновой и Светланой Бочаровой были, мягко говоря, напряженными. Нина Александровна прямо заявила, что отрицательное отношение к ее судебному почину балашовского благочинного протоиерея Бориса Ланчикова для нее является всего лишь одним из мнений. Коллега по журналистскому цеху все время срывалась на крик: «Мы не отдадим вам нашего мальчика!». А я все вспоминаю тихий голос своей бабушки, не устававшей повторять: «Отойди от врага и сотворишь благо» (под врагом она, конечно, понимала ненавистника рода человеческого — отца всякой смуты в человеческих душах).

В конце концов лишним газетным «шоком и трепетом» с обязательным поминанием «прав человека» и не согласующейся с ними «линией РПЦ» саратовцев уже не удивишь. Однако это не значит, что происходящее можно списать на неуемную тягу иных журналистов к скандальности и успокоиться. Для всех, кто знакомит детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви или только собирается себя этому посвятить, публикации «Саратова-СП» должны стать хорошим уроком. Они — лишнее напоминание о том, что даже маломальская попытка подмены изучения традиции религиозной культуры элементами курса катехизации может дать повод (ищущим этого повода) для дискредитации доброго дела.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/58.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика