Фонд «Русская Цивилизация» | Петр Сафронов | 14.06.2005 |
Выставка по-своему, на ограниченном материале, но всё-таки ставит вопрос: как можно оценивать войну сейчас, из настоящего момента, спустя 60 лет после её окончания? Допустима ли, в частности, эстетическая оценка качества представленных фотографий? Странно звучит такой вопрос, если, к примеру, всё, что в вашей семье известно о прадеде — это его фронтовой снимок. Глядя на этот желтоватый клочок бумаги, вы вряд ли будете сетовать на то, как плохо он снят. То же самое относится и к выставке. Она возвращает нам коллективную память такой, какая она осталась в сравнительно немногих источниках. И дело здесь не в качестве и достоверности снимков, а в моральном их воздействии.
Многим людям свойственно обострённо переживать собственную уникальность. Но если все представители какого-нибудь народа возомнят себя абсолютно уникальными, такой народ перестанет существовать. Одной из основных скреп национального единства традиционно считают культуру. Понятно, что культура отнюдь не является простой совокупностью материальных памятников прошлого, пусть даже и выдающихся. Свидетельства прошлого становятся и остаются культурой постольку, поскольку в настоящем в них вкладывают особый смысл. В экспонировавшихся фотографиях эта дистанция между предметом и сопровождающим его смыслом особенно мала, поэтому так важно и значительно состоявшееся событие выставки. Эти фотографии не оставляют нам выбора, они убедительно напоминают нам кто мы и откуда идём. Между каждым отдельным изображением и смотрящим на него устанавливается болезненная, но необходимая связь припоминания, постоянно возобновляющая смысл нашего сегодняшнего существования.
Ошибутся те, кто скажет, что о войне не нужно напоминать слишком часто. Потерявшийся в мелочных повседневных заботах, человек даже себя не помнит, куда уж ему помнить о прошлом. Единственная возможность растрясти обросшую жирком душу — такие вот выставки, на которых кругом причудливое, но цепкое единство ужаса, боли, радости и очищения. Только так можно понять, как же это долго — 1418 дней. И ощутить долг неизбывной благодарности всем, кто прошёл через это.
Этическое значение проходящей в Доме фотографии выставки, равно как и всех остальных мероприятий, посвящённых Дню Победы трудно переоценить. В последнее время часто говорят о необходимости восстановления пошатнувшегося духовного здоровья нации. Одной из мер сохранения здоровья является профилактика болезней. Материалы выставки дают хорошую прививку от нацистской заразы. Может, они и не спасут безнадёжно больных, но, по крайней мере, предохранят колеблющихся. К сожалению, многие склонны поддаваться на сладкие речи некоторых «интеллектуалов» о том, что в соединении национализма с социализмом нет ничего дурного. Действительно, подумаешь, всего-то национал-социализм. Те, кто видел фотографии выставки, так рассуждать уже не смогут. На этих снимках отчётливо видно, что национал-социалистическая идеология в практическом применении означает разрушения и смерть, предел которым положила наша, Советская, Армия.
Фотографии выставки подобраны с большим умом и тактом. Есть там и зал, где представлены враги, то есть немецкие фотографии немецких же солдат. И это очень хорошо, что такой зал там есть. Полезно напомнить, что война не выбирает своих жертв, что это трагедия для всех её участников. Уважение к проигравшим — главный признак достоинства победителя. Разделив свою боль и страдание с немцами, мы тем самым доказываем своё право на гордость. И эту гордость мы не можем и не должны разделить ни с кем. Наоборот, нам нужно беречь слабый огонёк этой гордости внутри себя. Слишком уж часто воинов-освободителей, в тяжелейших боях ценой огромных потерь разгромивших фашистов на их земле, в последнее время называют оккупантами. Как бы не назвали их оккупантами на собственной земле…
Помимо этического, выставка «1418 дней» имеет ещё и политическое значение. Когда-то давно Клаузевиц определил войну как продолжение политики насильственными средствами. Если это так, то политика — это продолжение войны мирными средствами. Мы не имеем, конечно, в виду войну с внешним врагом. Нет, воевать нам нужно прежде всего за самих себя. Отвоевать историю русского народа в XX веке от искажений, сделанных злонамеренно или по неведению — вот наша задача. Одним из таких искажений является, несомненно, представление действий Советской Армии на территории Восточной и Центральной Европы как оккупации. Однако оккупация в соответствии со словарным значением этого слова предполагает самостоятельное существование оккупируемого государства, суверенитет которого и попирается. Но независимость освобождённых Советской армией народов и суверенитет их национальных государств были уничтожены гораздо раньше фашистскими захватчиками. Таким образом, советские войска не отнимали, а возвращали свободу народам и суверенитет государствам. И представленные на описываемой выставке фотографии являют собой одно из наиболее убедительных доказательств этого. Действительно, трудно, глядя на ликующие толпы народа на улицах Варшавы, Будапешта, Праги, Вены утверждать, что всё это только красочный спектакль. Нет, такую радость не подделать. Её можно только испытать.
Секрет воздействия фотографии заключается в том, что она всегда остается на грани действительного и воображаемого. На снимке нам представлено то, что действительно было и одновременно снимком нам предоставлено право быть действительными. Каждый зритель смотрит на военные снимки из своей перспективы. И все эти перспективы сходятся там, внутри снимка. Созерцание этих снимков исполняет нашу действительность. В этом заключается историческое значение выставки. История, как известно, не существует сама по себе. Её нужно продлевать, а для этого нужны люди. Обращаясь к представленным на выставке Дома фотографии моментам прошлого, мы продлеваем сами себя в будущее, выстраивая непрерывную линию преемственности, идущую от предков к потомкам. Не будем забывать, что каждый показанный снимок помимо прочего является ценнейшим историческим документом. Более того, некоторые из имеющихся на выставке снимков служили свидетельствами обвинения на Нюрнбергском процессе, что, согласитесь, задает совершенно особую перспективу их рассмотрения.
Иногда говорят, что знание о Великой Отечественной войне заменило нам национальную идеологию. Упрекают за будто бы наличествующее стремление бесконечно снимать проценты с исторического капитала, спекулируя на теме колоссальных потерь Советского Союза во время войны. Оставим этот упрёк на совести тех, кто отважился его сформулировать. Нам кажется, что проблема как раз в недостаточном знании о войне. Его нельзя получить из глянцевых открыток или сухих страниц энциклопедии. Такое знание нужно пережить. Оно должно стать результатом душевной работы, стимулом к которой безусловно может послужить выставка «1418 дней». Особенно это важно для молодых. На выставке вообще очень много молодёжи. И это просто замечательно. Возможно, это знак постепенного перехода от пассивного отношения к собственной истории как к собранию скучных историй к активному вчувствованию в пережитые народом горе и боль. Только при условии развитой способности к со-чуствию, можно говорить о прочности связей, объединяющих отдельных личностей в народное единство. Выставка не только учит, но и воспитывает. Дежурные слова о том, что такие события способствуют пополнению духовного богатства личности, здесь как нельзя к месту. Собственно, эти фотографии и есть одно из главных наших богатств, утрата которого поистине была бы непоправима.
Жаль, что события, подобные выставке «1418 дней», быстро заканчиваются. Ведь нашу национальную память нужно тормошить всё время. Уж слишком много наносного и внешнего засоряет её. Как говорил один из героев Достоевского, надо, чтобы человеку всегда было куда пойти. Показанные в рамках заканчивающейся выставки фотографии — это и есть то место, куда мы всегда можем пойти. Это и есть наш дом. Может быть, страшный и неприглядный на первый взгляд военный дом, зато до мозга костей наш.
История не предает, в этом, пожалуй, и заключается главный урок выставки.