Русский вестник | Вениамин Михайлов | 14.06.2005 |
Патриарх Никон стал Предстоятелем Русской Церкви в период, когда уже была сформулирована идея «Москва — Третий Рим».
Патриарх считал, что Московскому царству с его центром — Москвой (Третьим Римом) — грозит упадок и разрушение, «ибо как раньше была покорена и разрушена Мидийская империя Вавилонской, Вавилонская — Персидской, Персидская — Македонской, а Македонская — Римской». В апостасии Патриарх Никон видел знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, и приближение грозных событий он пытался предотвратить освящением и оцерковлением всей полноты жизни, не только личной, но более всего общественной. Никон определил суть священства с духовной точки зрения и установил принцип оцерковления жизни. Он понимал идею симфонии властей как идею разграничения двух сфер жизни светской и духовной, с предоставлением им полной самостоятельности в том, что является по существу своему входящим в соответствующую собственную сферу каждой власти с обязанностью взаимно признавать права друг друга, вытекающие из существа каждого союза.
Отстаивая самостоятельность Церкви как особого союза от безграничной власти государства, Никон отстаивал и права Патриарха. О том, кто такой Патриарх, Никон пишет в своем сочинении «Возражение, или Разорение смиренного Никона, Божией милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паиссовы», представляющим собой рукопись более 900 страниц: Патриарх есть живой образ Христа, делами и словами в себе самом наглядно выражающий истину. Задачей Патриарха должно быть: сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога (т. е. верных чад Церкви), а затем по силе своей и всех еретиков обращение в Православие и единение Церковное; кроме того, изумляя светлым блестящим и чудным деланием, Патриарх должен стремиться сделать и самих неверных подражателями вере и воспитать служителями Всесвятой и Единосущной Троицы. Конечная цель Патриарха — спасение вверенных ему душ, жизнь во Христе и для мира быть распятым. Свойство Патриарха быть учительным, без всякого стеснения держать себя одинаково и с высокопоставленными и с бедными; быть кротким ко всем, внимающим его учению, быть обличительным к неубеждающимся; за истину в защиту догматов, за соблюдение правды и благочестия говорить, не стесняясь, перед царями. Свое высокое призвание Патриарх призван осуществлять не какими либо особыми духовными полномочиями, но именно обычным для каждого Епископа служением: подвигом учительства, кротостью, твердостью и мужеством в исполнении веры и стоянии за правду и истину. Патриарх, писал Никон, выше всякого постороннего влияния: «Мы иного законоположника не знаем кроме Христа, Иже даде Святым Своим ученикам власть вязать и решить. Мы, поясняет Никон, не своей властью вяжем, но Божией благодатью, данной нам от Пресвятого и Животворящего Духа. Кто сие глаголит? Сам Небесный Царь. Что есть свидетельство большее? Мы от Бога есмы».
1657 г. знаменуется крутыми переменами в Первосвятительской деятельности Патриарха Никона: замысел поссорить Патриарха с Царем многочисленными врагами в лице приближенных к трону бояр воплощается в реальность. С середины 1657 г. между Царем Алексеем Михайловичем и Никоном начинается отчуждение, прекращаются их ставшие традиционными дружеские беседы, совещания Царя со Святейшим и, в конце концов, Государь перестает посещать богослужения опального Патриарха. 9−10 июля 1658 г. после неудовлетворенных оскорблений в адрес патриаршего слуги и отказа Царя быть на богослужении Патриарх Никон принимает решение оставить патриарший престол, осознавая всю тщетность борьбы с боярской мафией, выражаясь современным языком.
В конце 1666 г. в Москве состоялся Поместный Собор при участии патриархов Александрийского и Антиохийского Макария и 12 декабря на последнем заседании Патриарху Никону были предъявлены следующие обвинения: самовольное оставление Патриаршего престола и отъезд в Воскресенский монастырь, унижение царской власти, вмешательство в государственные дела и даже наименование Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом!
Между боярами и Патриархом Никоном шла борьба, быть ли государству русскому Святого Русью, возглавляемой Царем как представителем верховного политического принципа, и Первосвятителем как представителем высших руководящих нравственных и церковных норм, обязательных для самого государства, или же ему быть возглавляемым только мирским светским началом, которое может всегда меняться в зависимости от господствующих в каждый данный момент философских течений. Этот вопрос встал на Руси не тогда, когда Петр 1-й занес удар над Церковью, после своего законодательства о монастырях и о церковной собственности, уничтожения патриаршества, а тогда, когда стояли лицом к лицу две силы: боярство и Никон; боярство достигло того, что из Патриаршества, как учреждения, была вынута живая душа. Катехизис, изданный при Петре 1-м в лютеранском духе, церковная проповедь, подчиненная государственным целям, и исповедь, поставленная на службу раскрытия государственных преступлений, — вот картина государства, нарушившего грань, поставленную ему Божественными и церковными законами. Удивительны ли поэтому те пророчества, которые возвещали о гибели самого государства на этом пути, начиная с Никона и кончая Достоевским. А порабощенная за более чем 200-летний период церковная иерархия, разъединенная и отучившаяся от совместного соборного действования, не нашла сил протестовать против антицерковного акта насильственного низложения Царя Николая 2-го. Государственной власти, желающей снять с себя тяжесть слов, произнесенных Никоном Царю на суде: «Кровь моя на твоей голове, Царь!», надо публично извиниться перед гробницей Патриарха Никона.
Невозможно отрицать, что русский народ уже давно прославил Никона своими посещениями места его последнего упокоения и молитвами перед его гробницей получал от Бога исцеления. Сам Бог чудесами Своими по его предстательству указует путь к прославлению Никона сопричислением его имени к именам Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, святителей Московских.
Есть и другой грех, связанный с грехом по отношению к Патриарху Никону: это порабощение Церкви государством. Революция 1917 года явилась искуплением за два века этого порабощения и своеволия власти. Они явились и делом сатанинским, и в то же время Божественным попущением за грехи. Признавая революцию делом сатанинским, тем самым следует признать и то, что побеждена она может быть не иначе, как восстановлением единства Русской Православной Церкви.
Из Никоновского миросозерцания вытекает, что среди причин всех несчастий — и личных, и государственных — грех и личный, и общественный. Это несчастье может поражать, как видно из постоянных Никоновых грозных предостережений, не только виновного, но и его потомство и целое государство, если виновником греха является правящая власть. Вся история человечества испещрена бесчисленными примерами противоборств людей, царств, государств с Божиим Промыслом и трагическими последствиями подобных противостояний.
Вот классический пример из Священного Писания. Примерно в 34 г. нашего летоисчисления на Голгофе был распят Господь наш Иисус Христос по злодейскому наущению священнического клана иудеев. А в 70 г. войска римского императора Тита взяли штурмом Иерусалим и сравняли его и храм Соломона с землей. Перестало существовать Иудейское царство, при этом погибло более 1,5 млн. евреев только в Иерусалиме, а оставшиеся в живых были рассеяны по всей вселенной.
Понятно, что степень несчастий стоит в прямой зависимости от степени участия самого человека или народа в беззакониях: там, где нет сознания преступности греха, где грех лежит в основе жизни, там и его последствия являются обычным явлением, составляют самую жизнь и в конце концов с неизбежной последовательностью злодеяние приводит к личной или национальной катастрофе. Вот почему Патриарх Никон придавал такое большое значение в государственной жизни началу духовному и старался, чтобы и общество жило в церковных началах: в Церкви Дух Святой является строителем и совершителем жизни. В свете этой основной идеи и нужно рассматривать взгляды Никона на царскую власть, на патриаршество, на полномочия властей и на взаимоотношение Церкви и государства.
6 июня 2005 г. исполнилось 400 лет со дня рождения величайшего Патриарха Православной Церкви и это событие не должно было бы пройти для православного мира и государства Российского как формальный юбилей. Настала пора осмысления печальных уроков истории, ибо трагичные реалии современного мира грозно напоминают о надвигающихся апокалиптических событиях, предсказанных апостолами Иоанном и Павлом, и исполнение их можно отвести, если Церковь и гражданская власть надлежащим образом воспримут в своей деятельности учения величайшего Церковного Учителя России Патриарха Никона. Тогда государственная власть сумеет проявить Божественную мудрость в вопросах, прежде всего как воспрепятствовать вовлечению нашей державы во всемирное правительство антихриста.
В заключение хотелось бы привести оценку крупного церковного деятеля и просветителя митрополита Антония (Храповицкого) исторической роли Патриарха Никона. Он называет Никона величайшим человеком русской истории и продолжает: «Гений познается тем, что его личная жизнь сливается с жизнью народа. Три его личных предприятия, Иверский, Воскресенский и Крестный монастыри стали общенародными русскими величайшими святынями. Главная его задача — ослабление русского церковного провинциализма».
Митрополит Антоний совершенно правильно называет суд над Никоном нечестивым и призывает благословение Божие на имена трех архиереев, отказавшихся подписать приговор над Никоном (Лазарь Баранович, архиеп. Черниговский; Симон, архиеп. Вологодский и Михаил, еп. Коломенский) и напоминает слова Никона о таинственности его низвержения: «Зачем в отсутствие Царя и в малой Церкви, а не в том Соборе, где некогда его призвали вступить на патриарший престол, ныне неправедно и в тайне его низлагают?.. Вы неправедный суд произвели тайно; вы осудили меня в частной монастырской Церкви, в присутствии одних клеветников моих».
Такой участи подвергся тот, кого митрополит Антоний называет величайшим святителем не только Поместной Русской, но и всей Вселенской Церкви. «Среди великих вселенских святителей Божиих имя Святителя Никона блестит как яркая звезда первой величины на нашем духовном небосклоне», — заключает автор. Патриарх Никон своей личностью запечатлел вечно неумирающий идеал самостоятельной Церкви от чуждых стихий мира сего.
Величавое впечатление производит непоколебимая и в заточении стойкость и бескомпромиссность Никона, увековеченная стихами поэта:
Но и в тиши обители далеко
Развенчанный владыка оставался
Все тем же Никоном,
суровым, строгим,
Каким он был в минувшие годы,
В оны дни величья своего.
Святителю Отче Никоне,
моли Бога о нас!
Во славу Божию
Вениамин МИХАЙЛОВ.
http://www.rv.ru/content.php3?id=5745