Русская линия
Русский вестник Николай Селищев14.06.2005 

Россия и Грузия: действительное прошлое и настоящее
Какие отношении были между старой Россией и Грузией? И как прошлое определило настоящее? Кто кому должен и кто перед кем виноват?

Можно ли вообще говорить о единой и исторически цельной Грузии, о грузинах как о сплоченном народе, чуть ли не поголовно напоминающем средневекового «витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели? Наконец, правда ли, что до 1989 г., до событий на проспекте Руставели в Тбилиси, грузины относились к нам очень добро, искренне, а теперь Россия якобы Грузию оттолкнула? На такие вопросы мы должны получить ясные ответы, пусть они не всем понравятся, зато будут основаны на совокупности фактов.

Ясно, что идея русофобии родилась в Тбилиси отнюдь не 10 мая 2005 г., когда грузинский президент Саакашвили, упражняясь в красноречии перед президентом США Бушем, оскорбил Россию и русский народ. Сам приезд президента Буша в бывший русский губернский город Тифлис (нами же отстроенный заново в 19-м в. после персидского погрома 1795 г.), в город, имеющий, если верить грузинской статистике, лишь один миллион жителей, — кажется странным. В самой Грузии от силы пять миллионов человек. Пол-Москвы. И это с Абхазией и Южной Осетией, которых в Тбилиси упорно записывают в Грузию, а абхазов и осетин — в побеги грузинского могучего древа.

Отчего же такое внимание президента США к крошечной, но необыкновенно крикливой Грузии? Сразу после парада в Москве по случаю 60-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне Буш полетел в Тбилиси. Конечно, Пентагон собирается разместить свои базы в Грузии. Но это можно решить и без Буша. Конечно, Россию приятно представить маленькой станцией между большими перронами (прибалтийскими и тбилисским), станцией, где на пару часов остановился великий американский поезд. Однако есть и другие причины такого внимания США к Грузии, которые не лежат на поверхности, тем более, что грузинской диаспоры в США нет. Есть невидимая международная сеть, связанная с грузинским родом Багратидов, где Саакашвили — лишь шумный наемный оратор. Это международное незримое влияние рода Багратидов и заставляет закулису поддерживать всякое гортанное бормотание антирусского свойства, постоянно исходящее из Тбилиси.

Что же сказал Саакашвили 10 мая 2005 г. в присутствии Буша? Говоря о стенах Тбилиси, Саакашвили назвал их свидетелями «истории маленькой, хотя и несгибаемой и гордой нации, вовлеченной в нескончаемую борьбу за свободу. Немного известно таких империй, которые в одно или другое время не осмелились бы принести огонь и разрушение стенам этого города. Эти стены видели римлян, византийцев, оттоманов, персов, монголов и русских» (перевод с английского текста речи Саакашвили с его сайта). Итак, Саакашвили приравнял Россию и Византию к туркам-османами (оттоманам), к персам, к монголам, к языческому Риму! Само сравнение нас с магометанами (турками, персами, ордами Тамерлана), с огнепоклонниками (ордами Чингисхана), с языческим Римом — это прямое оскорбление и издевательство. С полного одобрения безграмотного президента США и его свиты. Но это сравнение говорит прежде всего о том, что мнимоправославный президент Саакашвили — безбожник. Странно, что если он уж стал перечислять чужие власти, когда-либо бывшие на холмах Грузии, то отчего он забыл арабов-магометан, опустошивших Тифлис в 736 г. Арабский эмир долгие десятилетия имел резиденцию в Тифлисе! Ясно, что с арабским миром Саакашвили ссориться не хочет. Почему Саакашвили не упомянул завоевателей-хазар, взявших Тифлис в 828 г. Все знают, какого вероисповедания были хазары, но Саакашвили не хочет попасть в «экстремисты» в глазах какой-нибудь «Нью-Йорк таймс» и потому хазар не вспоминает. А мы вспомним и дополним список Саакашвили.

Саакашвили настаивает на скоростном выводе российских баз из Грузии. В речи 3 мая 2005 г. он нагло заявил: «Мы не стремимся сбросить русских в море, как некоторые люди этого требуют, но мы не позволим, чтобы 200-летнее (русское военное присутствие в Грузии) превратилось бы в 300-летнее».

Саакашвили предъявляет нам претензии не за советский лишь период, а за самое вхождение грузинских княжеств (единой Грузии тогда не существовало!) в состав России в 1801—1814 гг. Какой сейчас день выбран в Грузии как «день независимости»? 26 мая. В честь чего? В честь провозглашения независимой Грузинской республики 26 мая 1918 г. То есть, за основу берется антирусская платформа 1917−1918 гг., когда никаких большевиков в Тифлисе не было и на тяжкое советское наследие ссылаться было нельзя. Иными словами, современная Грузия во всем повторяет путь самопризнания и самолюбования, известный нам на прибалтийском карикатурном примере. Свергли-де «русское иго», отсюда и ведём свою славную историю, временно прерванную советской (русской) «оккупацией».

Идейное сходство режима Саакашвили-Бурджанадзе с грузинской англофильской республикой 1918−1921 гг. проявляется во всем. Тогда грузинские социал-демократы (меньшевики) тоже нуждались в специалистах по переписыванию истории.

Яркий тому пример — в 1919 г. в Тифлисе, в нашей типографии, по-русски со старой орфографией бывший профессор Санкт-Петербургского университета и известный специалист по Кавказу А.А. Цагарели издал памятку по грузинскому вопросу для парижской мирной конференции 1919 г. Завершалась памятка призывом к Европе и Америке оказать «услуги» молодой Грузии. Цагарели написал очень много против греков, ещё больше против армян, но больше всего против русских. Именно Цагарели выдвинул лживый тезис об «аннексии Грузии» якобы больным Императором Павлом I (сейчас это повторяет современная грузинская пропаганда). Именно Цагарели поставил вопрос о компенсациях Грузии за 117-летнюю русскую оккупацию. Надо ждать, когда Саакашвили поднимет такой же вопрос перед нынешней Российской Федерацией (Латвия и часть эстонских кругов уже добиваются «компенсаций»).

Цагарели написал и такие кощунственные слова: «Свержение Романовской династии и бедствия, постигшие её членов, соответствуют разгрому Романовыми Багратидской династии и также многочисленных ее членов». Ни малейшего сочувствия к гибели св. Царственных мучеников и почти всех великих князей, наоборот, явное злорадство. Только злорадство лживое. Ни один Багратид не был расстрелян русскими властями! Мы им давали громадные ежегодные пенсии, офицерские и генеральские чины, делали их сенаторами. Например, сын последнего грузинского царя Георгия 12 — Давид Багратид, несмотря на всё свое известное вольтерьянство (безбожие французского толка) стал генерал-лейтенантом и сенатором. Последний иверский католикос Антоний 2-й Багратид при увольнении в 1811 г. получил от Императора Александра 1-го огромную сумму денег и право свободного выбора жительства в пределах России. Когда он умер в Нижнем Новгороде в 1827 г., то в его погребении участвовали два наших архиерея, всё местное духовенство и власти. Император Николай 1-й велел оплатить затраты на пышные похороны (6 тысяч тогдашних рублей), на памятник католикосу (две с половиной тысячи рублей) и определить пожизненные пенсии доверенным лицам католикоса согласно его завещанию. И это грузинские националисты называют «разгромом Багратидской династии»?

Да, именно такая пропаганда продолжается и в современной Грузии. И помимо Саакашвили. Никто не задавался вопросом — почему молчит нынешний грузинский католикос-патриарх Илия 2-й? Почему не осадит горячие антирусские вскрики президента? Потому что сам такого же образа мыслей. Защитники всего грузинского, прежде всего в ущерб всему русскому, тут же поднимут возмущенный голос — как можно так писать о Блаженнейшем католикосе и патриархе всея Грузии? Но вот что недавно я прочел в сербском журнале «Православле» (15.12.2004). Там помещена беседа с сербским епископом Хризостомом Бихачским, ездившим в Грузию. Владыка Хризостом никогда никаких заявлений против России не делал, российско-грузинских отношений он совершенно не знает. Повторил то, что ему втолковали заботливые грузинские архиереи. Дословно: «когда их (грузин) русские оккупировали в 1796 г., то погубили и царя и патриархию».

Придется вспомнить историю. Во-первых, в 1796 г. Российская Империя не присоединила к себе ни одно из тогдашних грузинских царств и княжеств. Во-вторых, иверский, с кафедрой в Тифлисе, католикос Антоний 2-й Багратид управлял своим католикосатом до 1811 г., то есть еще 10 лет после присоединения собственно Грузии (царств Картлийского и Кахетинского) к России. Потом, как мы уже знаем, благополучно жил и мирно скончался. Другой католикос — имеретинско-абхазский Максим Нижарадзе уехал в Россию в 1783 г. и умер в Киеве в 1795 г, оставив свой католикосат без преемника. Вместе все епархии исторически самостоятельных царств и княжеств современной Грузии объединили именно мы в составе грузинского экзархата в 1814 г.

Кстати говоря, первые проекты экзархата разрабатывали местные же архиереи. Это и архиепископ Варлаам (из князей Эристовых), ставший и первым экзархом Грузии в составе Российской Церкви (1811−1817), затем управлявший московским Даниловым монастырем и там же умерший и похороненный в 1830 г. Это и епископ Горийский, затем архиепископ Телавский Досифей (Пицхараули). Проекты их были сходные — вместо крошечных 13 епархий иверского католикосата и 7 епархий имеретинско-абхазского католикосата (включая мингрельские) образовать либо 2, либо 3 большие епархии под властью русского Св. Синода. Если мы застали в 1818 г. в только что образованном грузинском экзархате около 700 церквей, причем треть из них не имела приходов, то в 1900 г. в экзархате насчитывалось уже 1515 только приходских церквей. Нам пришлось изживать многочисленные недостатки в местной запущенной церковной жизни. Архиереи больше собирали налоги с духовенства, чем служили, духовенство собирало подати за грехи (отсюда корыстное лицемерие — меньше плачу, меньше грешу). Часто архиереями оказывались родственники местного царевича или князя.

Тот же профессор Цагарели сообщил любопытный факт. В Грузии существовал обычай выбирать царевича (т.е. Багратида) «в самом нежном возрасте», с 5−6 лет, для занятия архиерейской кафедры или патриаршего престола. По данным Цагарели, такие кандидаты назывались «бери». И обычай подготовки «бери» сохранялся в Мингрелии, у князей Дадиани, ещё в 1891 г. Мне лично царевичи-«бери» напоминают нравы католической Италии — обычно члены герцогских фамилий ставили свою родню в епископы и кардиналы, часто тоже «с младых ногтей».

Сохранялось и к началу ХХ в. среди грузинских народностей много языческого, о чем писал протоиерей Иоанн Восторгов, проповедовавший и служивший в этом краю. Например, у хевсуров и пшавов (возможно, это огрузиненные чеченцы) большое влияние сохраняли языческие жрецы — «деканозы». У хевсуров и пшавов глубоко укоренились, как отмечал Восторгов, воровство, пьянство, клятвопреступление, кровосмешение. Постоянное кровосмешение наблюдалось и у сванов. Мингрелы были гораздо развитее, но у них в обычае — колдуны, ложная клятва. Гурийцы в Озургетском уезде на границе с Турцией — это укрыватели всего краденого — от похищенных девушек до лошадей. Гурия стала незадолго до революции известна своими разбоями и беспорядками.

Тем не менее Россия в течение всего 10-го и начала 20-го вв. вложила огромные средства в церковное образование — были основаны и отстроены две духовные семинарии — Тифлисская и Кутаисская, 6 мужских и 2 женских духовных училища. Не раз были отреставрированы Сионский кафедральный собор в Тифлисе, собор в Мцхете. Восстановлены те древние монастыри, от которых оставались одни развалины после магометанских набегов к концу 18-го в. Сомневающиеся в том, что Россия вкладывала немалые средства в восстановление грузинских соборов и монастырей, могут открыть книгу епископа Горийского Кириона (Садзагелова) «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата за 19-е столетие» (Тифлис, 1901). Это тем более примечательное подтверждение немалой заботы России о духовном развитии грузинского экзархата, что принадлежит оно именно Кириону (Садзагелову), в 1917 г. возглавившему с подачи грузинских эсеров и социал-демократов изгнание русского духовенства с Кавказа. Так что записать Кириона (Садзагелова) в «друзья России» может только несведущий человек. О Кирионе (Садзагелове) до революции говорили — «слишком несклонный к идеализации русского церковного управления в Грузии» (Восторгов).

Кстати говоря, когда «политиканы-пастыри» (по выражению нашего богослова-новомученика протоиерея Иоанна Восторгова), воспользовавшись смутой 1905 г., собрали съезд грузинского духовенства и потребовали автокефалии, то вышел примечательный конфуз. Стоило, как отмечал Восторгов, телеграфному агентству при передаче телеграммы из Тифлиса сделать одно маленькое примечание к телеграмме, как смута тут же пошла на убыль. Что это за телеграмма и что за примечание к ней? Революционный съезд «делегатов грузинского духовенства» постановил прекратить сношения с российским Св. Синодом. Примечание к телеграмме было такое — одновременно прекратится и отпуск казенных денег на нужды Грузинской Церкви. Узнав, что автокефалия останется без копейки казенных денег, грузинские революционеры в рясах уже через два дня решили не прекращать общения с русским Св. Синодом.

Этот провал грузинские революционеры учли и в марте 1917 г., как явствует из воспоминаний очевидца архимандрита Серафима (Вербина) в сборнике РПЦЗ «Православный Путь» за 1965 г. (статья «Русские священномученики и мученики в Грузии», с. 23−32), начали с захвата огромной церковной кассы, архиерейского дома экзарха, с убийств и ограблений наших монахов. Верховодил всем бывший под запрещением епископ Кирион (Садзагелов) и грузинские «февралисты». Пьяные оргии, стрельба — вот с чего начиналась грузинская автокефалия в 1917 г. И сам новоиспеченный грузинский католикос Кирион вскоре застрелился.

Хотя как раз Кириону (Садзагелову) и его разбойному отряду обновленцев было прекрасно известно, что именно Император Александр 1-й прекратил крепостную зависимость грузинского (1808 г.) и имеретинского (1821 г.) духовенства от местных грузинских и имеретинских князей. Что экзарх Грузии св. Владимир (Богоявленский) (1918 в Киеве) поборол своей проповедью пристрастие многих тифлисцев к духанам, «пивным и иным непотребным домам» в 1890-х гг., убедив тифлисцев начать трудиться. Об этом писал до революции сам Кирион (Садзагелов) (его «Краткий очерк», с.31−32, 263).

На примере самозваного грузинского католикоса Кириона и его сообщников, на которых св. Патриарх Тихон наложил каноническое прещение («Акты Святейшего патриарха Тихона». М., 1994, с.71−74), — мы видим справедливость слов русского гвардейского поручика Языкова, посланного в Грузию в конце 18-го в. Языков писал в 1770 г. о местном духовенстве и архиереях — «наружно кажутся все богобоязненны и посты крепко содержат, но внутренно лицемерны». Исключения, конечно, были, но, увы, в 1917 г. не они, а лицемеры-нигилисты в рясах задавали тон. Во многом это объяснялось той благополучной расслабленностью, в которой нежились грузины при русской власти. Сам Кирион (Садзагелов) проговорился об этом достаточно ясно. В 1901 г. он писал, что весь грузинский народ «пользуется (!) под сению могущественной России живительными благами невозмутимого спокойствия». Именно «пользуется». Попользовавшись вдоволь, решили воспользоваться нашей трагедией 1917−1918 годов.

Тогда грузины ожидали помощи сначала от немцев, а после победы Антанты, как мы видели из программного опуса Цагарели, ожидали «услуг» от Европы (Англии, Франции, Италии) и Америки. Чем не психология профессионального наемного солдата — кондотьера? Кондотьер в Западной Европе служил, кому выгодно, кто заплатил больше, тот становился его новым благодетелем и хозяином. Всегда готовые переменить фронт, они украшали себя аристократическими титулами, завоевывали замки и города. Гордыня вместо чести, лицемерие вместо совести и дикая мстительность вместо «витязя в тигровой шкуре». К этому надо прибавить арабское, хазарское и монгольское влияние, но, главным образом, персидское и турецкое.

Здесь мы подходим к сути. Зачем Российской Империи были нужны земли, сейчас называемые Грузией? Незачем! Не мы туда шли, а нас туда звали, настойчиво и страстно. Неустанно упрашивая о покровительстве, помощи войсками, деньгами и т. д. Переписка различных кавказских властителей с русскими царями (ещё 17-й в.) и императорами давно и не раз опубликована. Поэтому более чем странно, что ныне Грузия забыла о столь богатом эпистолярном наследии Кавказа, осевшем в русских архивах.

Теперь надо уяснить себе другой, замалчиваемый, но важный момент. В середине 15-го в. объединившиеся грузинские владения распадаются, начинают делиться и переходить из рук в руки в пределах разросшегося дома Багратидов. Английские специалисты по родословным называют это «collegial kingship», т. е. «совместным соцарствованием». В 1453 г. турки захватили Константинополь и пала Византия Палеологов. В 1461 г. турки захватили Трапезунд и пало Византийское царство Великих Комнинов, тесно связанное с лазами (грузинским элементом). Безрезультатно Трапезунд просил помощи у царя Грузии Георгия 8-го. «Витязи» спрятались в своих укреплениях, надеясь, что их турки не достанут. Напрасно. Весь 16-й в. прошел в борьбе турок и персов за Кавказ. По договору 1555 г. западные края Кавказа отошли к туркам, восточные — к персам. Потом обе стороны пытались передвинуть линию раздела в свою пользу. Борьба шла с переменным успехом вплоть до конца 18-го в. Если изучить гаремную жизнь персидских шахов (по английским источникам это возможно), то найдем немало дочерей грузинских царей и князей у того или другого шаха. Известны и Багратиды, принявшие ислам шиитского толка (религию Персии). Например, царь Картли Вахтанг 5-й стал Шах-Наваз, а другой царь Картли — Георгий 11-й стал Гурджин-ханом и даже предводителем персидского войска против афганцев.

Тот же поручик Языков сообщал в 1770 г. об обычае грузин выдавать дочерей в самом раннем возрасте, закрывать им головы покрывалом — для защиты от персов. Персы похищали любую понравившуюся им женщину, лишь бы она была девицей. Кроме персов, бичом Кавказа были турки и местные магометанские горские ханства. Видимо, такие набеги, как и внутренние междоусобицы среди грузинских князей, давали постоянную прибыль магометанской работорговле. В Константинополе русский путешественник П.А.Левашов видел в 1789 г. Ясыр-Базар, т. е. невольничий рынок, «где продаются невольники и невольницы по большей части из арапов и грузинцев…Между прочими аглинский лорд Валтимор купил двух грузинок. Означенные бедные невольники, особливо женщины, содержатся в лавках так, как в птичьем ряду в клетках птицы. Тот, кто их сторгует, осматривает нагих от головы до ног, нет ли на теле пороков или какой болезни, и потом, заплатя деньги, берет к себе в дом». При этом цена невольницы различалась в 30 и более раз в зависимости от её красоты. («Путешествия по Востоку в эпоху Екатерины 2-й». М., 1995, с. 42−43).

Позорная уплата Грузией и Мингрелией дани туркам «отроками и отроковицами» была навсегда отменена лишь в 1774 г., по 23-му артикулу (статье) Кучук-Кайнарджийского мира, завершившего победоносную для нас русско-турецкую войну 1767−1774 гг. Раньше за это нас благодарил Кирион (Садзагелов), даже тайный русофоб профессор Цагарели привел эту статью Кучук-Кайнарджийского мира в своем дореволюционном труде «Грамоты и другие исторические документы 18-го века, относящиеся к Грузии» (СПб., 1891, т.1, с.413). Сегодня Грузия об этом напрочь забыла.

Известно, что магометане признают только силу. Но как раз этой силы грузинские князья не составляли. Грабеж соседа, грабеж подданных, передача должностей по наследству, бесконечный передел уделов — вот жизнь Кавказа 16−18-х вв. Накануне присоединения Картли и Кахетии к России последний царь Грузии Георгий 12-й Багратид писал Отару Амилахвари в Гори, чтобы тот не щадил людей царева брата Парнаваза: «имеешь право не жалеть для них ни палок, ни дубины, ни камня, ни оружия, ни ружья, ни шашки, ни пистолета…» (Н. Дубровин. Георгий 12-й, последний царь Грузии и присоединение ее к России. СПб., 1867, с. 105). Когда Георгий 12-й умирал в Тифлисе в 1800 г., его сын Давид Багратид вооружал хевсуров против жителей Арагви, подвластных дяде царевичу Вахтангу (там же, с.153).

Единственным подлинно государственным умом был царь Картли и Кахетии Ираклий 2-й Багратид. Именно он заключил в Георгиевске в 1783 г. союзный трактат с Россией, отдаваясь под наше покровительство. В отличие от многих Багратидов, искавших среди магометан опору против других магометан, Ираклий опасался равно всех. И турок, которых он называл «змеями», и персов, сравниваемых им со «львами», и лезгин, приравненных к «волкам». Именно Ираклий добился от Императрицы Екатерины 2-й присылки небольшого русского войска и очень горевал, когда мы это войско были вынуждены вывести. При этом мы не жили постоем, как персы и турки. Мы за весь провиант и за свечи платили, да ещё по невыгодному для нас курсу, жалуясь, что нет в Грузии «верных подрядчиков».

В 1797 г. Ираклий через своего посла князя Чавчавадзе просил Императора Павла 1-го о принятии Картли и Кахетии под русское покровительство и, что самое любопытное, о введении в Грузии «всероссийского закона для управления государством, дабы оным исторгнуть некоторые, вкравшиеся издревле азиатские несправедливости судопроизводства». Ираклий снова просил прислать наши войска и принять в наше ведение все рудники, находившиеся в Грузии. У Ираклия не было знатоков рудного дела, а магометанам отдавать не хотел. Так что когда нас сейчас обвиняют в том, что мы якобы «эксплуатировали Грузию», пусть помнят о письмах царя Ираклия.

К сожалению, государственный почин царя Ираклия не был понят другими царевичами. Союз Ираклия, царя Картли и Кахетии, с царем Имеретии, князьями Мингрелии и Гурии, заключенный в 1790 г., оказался пустым звуком. При нашествии персидского шаха Ага-Магомет-хана на Тифлис в сентябре 1795 г. предводитель имеретинского войска князь Зураб Церетели изображал из себя союзника картлийцев. Но имеретинцы не стали сражаться с персами, открыли фронт, затем начали грабить картлийцев. Сами картлийцы оказались тоже отнюдь не на высоте. Они обобрали, ограбили и раздели догола многих беженцев и беженок из Нахичевани, Карабаха, Эривани, надеявшихся спастись в Тифлисе от персов. Почти никто из грузинских царевичей не помог царю Ираклию в обороне Тифлиса. Странные обстоятельства сдачи Тифлиса, имевшего возможности продолжать оборону, наводили на мысль, что персидский шах имел сообщников среди приближенных царя Ираклия. Итогом стал полный разгром Тифлиса, сожжение и разграбление города, убийство грудных детей, караваны нагих пленниц, продаваемых ближайшим магометанам или уводимых в глубь Персии. Из 61 тысячи жителей едва осталось 35 тысяч (Н.Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886, т.3, с.27−42).

Разве что-либо подобное русские вытворяли с грузинами? Никогда! Поэтому уподобление России персам, сделанное Саакашвили, находится где-то на грани полного бреда и абсолютного невежества, но невежества, замешенного на ярой русофобии. Уподобление нас туркам тоже оскорбительно. Откроем знаменитого английского византиниста С.Ренсимена. Он пишет, что когда турки взяли Константинополь, то султан отправил по 400 греческих мальчиков магометанским властителям Египта, Туниса и Гранады (юг нынешней Испании). Т. е. речь идет об узаконенной педерастии, дозволенной «законом» Магомета. Об этом же говорит упоминавшийся налог на Грузию и Мингрелию «отроками и отроковицами», живой налог, уходивший Оттоманской Порте. Как смеет Саакашвили ставить Россию в один ряд с турками?!

Присоединение Грузии (Картли и Кахетии), отдельно Имеретии, отдельно Мингрелии, отдельно Абхазии, в условиях, когда Багратиды и их родня ели друг друга поедом, было спасением для этих народов. Грузинская знать, весьма разросшаяся, была уравнена с русской знатью, отчего у нас так много появилось грузинских князей, перебравшихся в Россию и породнившихся с русской аристократией.

Лучшим опровержением мифа об «аннексии Грузии» служит личность знаменитого нашего полководца князя Петра Ивановича Багратиона (1812). Его искреннее Православие, безусловная верность России никак не вяжутся с русофобскими схемами ХХ в., возрождаемыми ныне. Может быть, по этим же причинам генерала П.И. Багратиона отодвигают на задний план современные почитатели т.н. «Царского дома Грузии» и т.н. «Российского Императорского Дома», т. е. сторонники «кирилловичей». Я недаром говорил о международной сети Багратидов. Род этот имеет притязание на происхождение от пророка Давида. Но если русские специалисты по родословным ставили это под сомнение (см., например: П.Н. Петров. История родов русского дворянства. СПб., 1886, т.1, с. 223), то космополитические круги принимают это как аксиому, утверждая, что живущий сейчас под Мадридом князь Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский — потомок пророка Давида в 105-м колене (см. сайт «кириловского» Историко-родословного общества).

Еще при первом секретаре ЦК компартии Грузии Шеварднадзе в Тбилисском университете стажировалась княгиня Кетеван Багратион-Мухранская. В 1978 г. она вышла замуж за принца Раймундо Орсини да Гравина. В годы уже «независимой» Грузии президент Шеварднадзе дал княгине Кетеван Багратион-Мухранской статус почетного гражданина Грузии. Злые языки писали о слухах, будто эта Кетеван содержала чуть ли не всё грузинское посольство в Италии. Может быть, и не содержала, может быть, была благотворительницей. Саакашвили тоже не забыл Кетеван Багратион-Мухранскую. В октябре 2004 г. грузинский парламент назначил её послом Грузии в Ватикане. Почему именно туда? Об этом скажет фамилия её мужа — принца Орсини да Гравина. Род Орсини выдвинулся в ряды властителей Средней Италии в 13-м в., дав трех римских пап (последний из них — Бенедикт 13-й Орсини да Гравина был папой в 1727—1730 гг.) и более трех десятков кардиналов в разные эпохи. С 1718 г. Орсини имеют звание «papstlische Thronassistenten», т. е. папских помощников. Отсюда понятно, что не Саакашвили назначил Кетеван Багратиони-Орсини в Ватикан, а она и её влиятельные друзья захотели этого. А Саакашвили и Бурджанадзе взяли под козырек. В конце концов, кто знал о них, нынешних «тбилисских громовержцах», ещё лет 10 назад? Багратиды и Орсини — это совсем другое дело.

Ещё один Багратион-Мухранский — князь Ираклий Георгиевич — был четыре раза женат, из них трижды на знатных католичках. Согласно «кирилловскому» сайту, «в 1942 г. съезд представителей грузинских эмигрантских организаций в Риме признал князя Ираклия законным претендентом на престол единой Грузии. Некоторые эмигранты уже чествовали «царя Ираклия». Прошу обратить внимание на дату и место — 1942 год. Рим. Немцы рвутся к Сталинграду и Кавказу, решается судьба России, а Ираклий Багратион-Мухранский строит политические проекты в гостях у Муссолини. Но и это ещё не всё. Приведу отрывок из допроса военного преступника Розенберга (повешен в 1946 г.), остзейского немца, на Нюрнбергском процессе. Его допрашивал наш обвинитель Руденко. Дата допроса — 17.04.1946 г. «Руденко:…Вы также занимались преобразованием Кавказа и имели в своем ведении специальный штаб. Я прошу ответить — так или нет? Розенберг: Так. Руденко: Вы даже подобрали в качестве грузинского престолонаследника проходимца из эмигрантов князя Багратиона Мухранского. Это правильно, ответьте кратко? Розенберг: Да, это верно. Мы говорили о нём…» («Нюрнбергский процесс». М., 1960, т. 5, с. 170).

Сестра этого одиозного Ираклия — Леонида Багратион-Мухранская, в России небезызвестная. Один из сыновей Ираклия носит совсем католическое имя — Баграт Хуан Мария — и состоит почетным командором Мальтийского ордена. Сам президент Саакашвили нанес 3 марта 2005 г. визит великому мастеру Мальтийского ордена Эндрю Берти. Обе стороны заявили о дружеских связях Грузии с Мальтийским орденом (см. официальный сайт мальтийского ордена).

Кто же кардинал-патрон мальтийцев? Это кардинал Пио Лаги, 83 лет, бывший нунций в Аргентине, где он тесно сотрудничал с военно-католической диктатурой, затем нунций в США (сохраняет дружественные отношения с семьей Бушей), префект в Ватикане. Выполнял доверительные поручения папы Войтылы и даже был близок к тому, чтобы стать его преемником, но аргентинские правозащитницы потопили карьеру Лаги. Однако теперь он близок к новому папе Бенедикту 16-му. Кардинал Лаги связан со знаменитой международной масонской ложей Р2. При таких международных связях и покровителях Багратион-Мухранские могут иметь неограниченный кредит на свои игры в «престолонаследие», а президент Саакашвили — надеяться на свою полную безнаказанность в русофобии, затем, по завершении шумной карьеры, на теплое трудоустройство в Европе.

Подытоживая всё вышесказанное, согласимся с протоиереем Иоанном Восторговым, писавшим об обострении старых болезней Кавказа — «разбойничьей склонности воспользоваться одними правами и выгодами русского управления и уклониться от обязанностей, необходимо лежащих на каждом верноподданном» (И. Восторгов. ПСС. М., 1914, СПб., 1995, т.2, с. 337). Сказано это было в 1904 г. Спустя век к этому можно добавить пожелание — закрыть границу с Грузией, перевести «тифлисских громовержцев» на мировые цены за энергию, закрыть «этнические притоны» в России. Наша прежняя бескорыстная благотворительность нам очень дорого обходится.

Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического Общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=5752


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика