Русская линия
Правая.RuПротоиерей Николай Агафонов14.06.2005 

«Мы очень нужны друг другу»
Беседа с известным православным писателем, настоятелем прихода Свв. Жен-Мироносиц (г. Самара) протоиереем Николаем Агафоновым

Празднование 15-летней годовщины интронизации XV Патриарха Русской Православной Церкви привело в Первопрестольную множество пастырей и архипастырей, клириков и мiрян. Поздравить Алексия II с юбилеем приехал и известный самарский священник протоиерей Николай Агафонов, автор многочисленных рассказов и повестей, миссионер (трудами отца Николая на Волге действуют две миссионерские плавучие церкви) и богослов (батюшка преподаёт общее богословие в Самарской Духовной семинарии). Во время юбилейных торжеств нам удалось встретиться с о. Николаем в кулуарах Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и взять у него короткое интервью, в котором батюшка кратко поведал нам о своём творчестве.

Правая.Ру: — Отче, Ваша последняя, буквально на днях поступившая в широкую продажу, книга «Мы очень нужны друг другу» посвящена 60-летию Великой Победы. Выделяете ли Вы в своих военных рассказах патриотическую роль Церкви, столь значимую в Великой Отечественной войне?

Прот. Николай Агафонов: Несмотря на то, что общегосударственная роль Церкви, выразившаяся в активной патриотической позиции нашего чиноначалия, имела огромное значение, в своих рассказах я всё же постарался максимально изобразить судьбы простых людей, людей верующих и тех, кто ещё только находится на пути к церковной ограде. Людей разных, противоречивых… Так, например, в рассказе «Разведчик», опытный чекист, работающий в тылу врага, случайно встречает священника, некогда отправленного им на Соловки. Но теперь их объединил общий враг — враг нашего Отечества. И вот коммунист-разведчик приходит к вере в Бога…

С другой стороны, стоит отметить, что в этой войне победил не просто советский солдат, но солдат православный. Ведь большинство воевавших молодых людей вышли родом из русской глубинки, где в 20-е годы, годы их детства, ещё оставалось достаточно много незакрытых храмов. Да и после закрытия церквей ещё долгое время дух деревенского воспитания оставался православным. Одной же из главных своих задач Русской Православной Церкви всегда оставалось воспитание патриотизма, потому что защита Отечества у нас тесно связана с защитой Православия. Все мы отлично знаем таких защитников нашей Святой Веры, как Благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, чья борьба с врагом государства всегда сочеталась с защитой Православия… Когда же русское государство ослаблено, ослаблено и Православие, наиболее яркие тому примеры — события в Югославии и на Украине… Нельзя забывать, что Россия до сих пор несёт миссию Удерживающего, Третьего Рима, как бы ни нравилась эта идея многим недоброжелателям нашей Церкви.

Правая.Ру: — В связи с этим нельзя не заметить, что значительную часть Вашего творчества занимает работа над историческими произведениями…

— Действительно, недавно я обратился к житийной истории, для того, чтобы как можно более подробно описать то, что остаётся за рамками житийного материала. К примеру, сейчас я работаю над повестью о преподобном Иоанне Дамаскине — величайшем деятеле Православной Церкви VIII века. При этом моей задачей является, не отходя от исторической достоверности, несколько отойти от канона достаточно краткого жития, воссоздав образ святого так, чтобы это могло заинтересовать молодых людей. Для этого, на мой взгляд, необходимо изобразить преподобного, в первую очередь, как живого человека, представителя той эпохи, на фоне которой разворачивается подвиг его жизни и деятельности.

Другое моё историческое произведение, над которым я не так давно начал работу, — роман о святых Женах-Мироносицах, сподвижницах Христа, о которых мы, в силу скудности житийного материала, до сих пор знаем очень мало. Роман очень сложный, потому что в нём я не имею права отходить от текста Священного Писания. Тем не менее, написание его для меня имеет огромное значение.

Правая.Ру: — И это не случайно, так как Вы являетесь настоятелем прихода в честь свв. Жен Мироносиц…

— Действительно, это так. Однако к строительству храма мы только планируем приступить. Требуется ещё много сил и энергии, но все мы надеемся на Божью Помощь в этом великом деле…

Правая.Ру: — И потому нельзя не вспомнить о ещё одном романе, который, как нам известно, Вы в настоящее время пишете — хронике судьбы современного священника…

— Да, это уже исторический роман нашего времени, который охватывает советский период, начиная с конца 50-х годов прошлого века. Описывается сложный, исполненный самыми различными приключениями, жизненный путь сына партийного работника, пришедшего к Церкви и, более того, ставшего в итоге священником. Сам роман называется «Хроника восхождения на девятый этаж», аллегория некой духовной лествицы, изображённая посредством воспоминаний священника, пешком поднимающегося на девятый этаж дома, где был сломан лифт, для того, чтобы причастить умирающего человека — женщины, по воле которой когда-то был закрыт храм, где служил этот священник…

Правая.Ру: Спаси Вас Христос, отче, желаем Вам Божьей помощи во всех Ваших начинаниях. Надеемся, что Вы и дальше будете радовать нас своими новыми произведениями!

— Спаси Вас Господи!

Михаил Тюренков

http://www.pravaya.ru/word/586/3586


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru