Фонд «Русская Цивилизация» | Василий Степанов | 13.06.2005 |
Что же толкает юных созданий, перед которыми открывалась целая жизнь, глотать в огромном количестве таблетки, резать себе вены или прыгать с крыши? Как правило, специалисты отмечают несколько причин, среди которых: неразделённая первая любовь, непонимание сверстников, конфликты в семье и с учителями. Для взрослого человека причины, заставляющие подростка сделать последний шаг к пропасти, кажутся банальными: он-то, искушённый жизнью, знает, что за первой любовью последует вторая и третья, может, не такая чистая и прекрасная, но не хуже чем у других; он-то знает, что конфликты со сверстниками — нормальное проявление конкуренции, и если кто-то говорит тебе в лицо, что ты дурак, то говорящий не намного умнее; взрослый понимает, что педагоги — тоже люди с нервами, низкими зарплатами и домашними заботами. Ребёнок же мыслит иначе, он, конечно, тоже понимает, что жизнь не сахар, но не всегда способен принять её агрессию своей ангельской душой, ведь для того чтобы адекватно ответить жестокому миру, эту самую ангельскую душу придётся убить, то есть обозлить, запачкать. Похоже, что иногда, сформировавшись на уровне подсознания, такая мысль воспринимается ребёнком слишком буквально. Как показывает практика, повышенное внимание к теме смерти и самоубийства проявляют дети именно с кротким характером, тихие и застенчивые. Возможно, они, с ранних лет задавшись вопросами жизни и смерти, могли бы стать выдающимися писателями, способными на интуитивном уровне проникнуть в тайны тонких духовных материй или религиозными деятелями, но сатана, зная это, подступает к ним с поистине страшным искушением, которое губит не только плоть, но и душу.
Современная психиатрия склонна объяснять суициды у подростков эффектом «суженного сознания», когда сознание замыкается на каких-то проблемах и не может трезво оценить их серьёзности, переключиться на что-то другое, возрастными депрессиями, а также непониманием такого фактора, как смерть: подростку кажется, что можно умереть понарошку. Есть также мнение, что на подростковые самоубийства серьёзное влияние оказывает информационная перегруженность, прессинг родителей, учителей и сверстников, постоянно заставляющий быть первыми в учёбе, в любви, в дружбе, в финансовом благополучии. Если быть первым не удаётся, у подростка снижается самооценка, ни он, ни общество оказываются не способными спокойно принять поражение. Также существует версия, связанная с ранним вступлением подростка в половую жизнь, — половая скороспелость, простимулированная современными СМИ, развенчивает ареал любви, необходимый для нормального формирования молодой психики, такое разочарование иногда становится смертельным. Следует отметить, что суицидная статистика была бы значительно выше, если бы включала в себя летальные исходы, вызванные детской наркоманией, ведь наркомания — тоже своего рода самоубийство, только с примесью анестезии и растянутое во времени.
Если посмотреть на перечисленные здесь факторы, приводящие к суициду, то все они являются прямым следствием греха — нежеланием общества жить по заповедям, верить в справедливость Божьего Промысла. Только невероятная гордыня — главное оружие дьявола, может заставить человека добровольно расстаться с дарованной ему Богом жизнью. Стремление родителей видеть своё чадо умнее и лучше других, категорический отказ принимать поражение, нежелание довериться Божьей воле неизбежно передаётся детям. Многим взрослым, как и их отпрыскам, оторванным от веры в Бога, невероятно трудно понять, что двойка в четверти, рваные кросовки, жалобы учителей, презрение сверстников — это абсолютное ничто в сравнении с вечностью и целой жизнью, которая едва-едва начинается. В конце концов, не все должны быть богатыми, здоровыми и красивыми, не все должны работать юристами. Хромые слесари, дворники и просто нищие тоже живут, радуются и тоскуют, и солнце Божьей благодати освещает их не меньше, а может быть и больше, чем солидных и респектабельных особ. Святых гнали, Христа гнали, злословили и клеветали, на фоне их страданий ссора с учителями, клевета соседа, драка со сверстниками — мелочь, о которой и задумываться стыдно. К сожалению, понимания этих простых истин сегодня не хватает молодежи.
Если говорить о подростковой депрессии, то она, как и первая любовь, является естественным этапом взросления личности, которая впервые обнаруживает, что в мире, кроме её воли, есть ещё воля других людей и воля Божьего Промысла. В зависимости от того, как сложатся у них отношения, зависит вся дальнейшая судьба человека. Поэтому очень важно в этот момент объяснить ребёнку, что все его трудности временные, будет ещё и настоящая любовь, и настоящая дружба, главное — правильно пережить этот период.
Психологи, пишущие на тему детских самоубийств статьи и диссертации, в качестве профилактики рекомендуют родителям, как правило, единственное средство — быть внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживать его, не ругать по пустякам, сохранять диалог. Отчасти совет, конечно же, ценный — лишнее внимание никогда не помешает, но как оградить ребёнка от первой влюбленности, от конфликтов с учителями, от драк со сверстниками, а ведь впереди для ребят будет ещё и армия? А, кроме того, совсем уж без наказания с детьми тоже нельзя, так ведь и набалованных истериков можно получить. Вот и получается, что ребёнку, помимо внешней опеки, жизненно необходим ещё и внутренний иммунитет, который позволит ему более стойко переносить жизненные невзгоды, не только в юности, но и во взрослой жизни. Такой иммунитет называется терпение и смирение, вера в благой смысл всего происходящего, понимание, что все испытания на пользу. Кто-то, вероятно, всплеснёт руками и скажет, что всё это слишком сложно. Да ничуть: если родители имеют христианское мировоззрение, хотя бы изредка посещают храм, ребёнок естественным образом впитает в себя то, что необходимо его психики для выживания. Преподавание в школе основ Православия, встречи со священником, экскурсии по святым местам — тоже в немалой степени могли бы способствовать, может быть, не совсем религиозному воспитанию, но хотя бы тому минимуму религиозного мироощущения, необходимого для правильного формирования личности. Во всяком случае, уроки религиозной культуры в школе не сложнее для восприятия ребенка, чем малоэффективные психологические тесты и лекции, проводимые сегодня.
Современные дети, живя в век высоких информационных технологий, когда ежесекундно на них обрушиваются мегабайты всевозможной информации, взрослеют на порядок быстрее, чем их сверстники, скажем 100 или 50 лет назад. Ежедневно им приходится сталкиваться с проблемами, которые не знали их бабушки и дедушки, делать выбор, который не делали их родители, испытывать на себе эмоциональную нагрузку, которую не испытывали иные поколения. То есть современные дети очень рано вступают в тот этап развития, когда без чёткого религиозного мировоззрения, без определенного минимума духовных знаний невозможно продолжать полноценную жизнь. Не исключено, что мы вплотную приблизились к порогу эволюции, за которым дальнейшее интеллектуальное и информационно-технологическое развитие без роста духовно-нравственного потенциала общества будет попросту невозможно. Стремительный рост детских и подростковых самоубийств отчасти подтверждает такую гипотезу.