Радонеж | Евгений Никифоров | 10.06.2005 |
Евгений Никифоров: Внешняя сторона конфликта состоит в том, что небольшая часть администрации школы решила захватить в свои руки власть. Зачем это было делать? Мне это не совсем понятно, потому что Учредитель предоставлял школе полную свободу действий.
Причем «революционеры» избрали очень странный способ захвата власти — они создали параллельные органы управления, под видом так называемого «профсоюза».
Каждое сообщество трудящихся имеет полное право организовывать профсоюз, но нужно ясно понимать, что профсоюз как исторически сложившееся образование, призван защищать права трудящихся перед хозяином и администрацией предприятия. В данном же случае, это образование создали представители самой администрации. К тому же еще, незадолго до учреждения своего «профсоюза», именно эти люди уволили (вопреки действующему законодательству и христианской этике) около пятнадцати педагогов и воспитателей. Вот такие защитники прав трудящихся…
Вообще, в этом конфликте присутствует много поразительной некомпетентности, инфантилизма и безответственности. Горько осознавать, что все это затеяли взрослые люди, претендующие на положение православных учителей. Ведь даже создавая профсоюз, они мыслили эту организацию, как я понимаю, не в точном понимании этого института, а как некий «союз профессионалов», в чем уже чувствовалась и гордостная самонадеянность, и снобизм, и надменность.
Проблемы бы и не возникло никакой, если бы эти господа ознакомились с Законом или хотя бы с Уставом, регулирующим деятельность Гимназии. А так — союз «профессионалов» превратился в крыловский квартет, потому что, как ни называй себя эти люди, музыки не получилось.
Внутренняя же причина конфликта состоит в том, что администрация школы довела ее до банкротства, причем банкротства и финансового, и организационного, и образовательного. Тому несколько причин. Субъективно это выразилось в очевидной неспособности священника Алексия Сысоева исполнять директорские функции. Но здесь мне нужно оговориться, что несостоятельность о. Алексия в этом вопросе была очевидна практически с первых дней существования школы. Его буквально «уговорили» в свое время возглавить гимназию, потому что толковых православных руководящих кадров и сейчас мало, а тогда не было вообще. В помощь о. Алексию был создан Совет гимназии, который все эти годы старался поддерживать его, предостерегая от необдуманных или опрометчивых шагов. И нужно сказать, в целом, эта паллиативная форма управления оказалась вполне рабочей.
Вторая причина — объективного свойства. Оказалось, что совмещать в одном лице роль директора и духовника школы почти невозможно. Так, в частности, задача духовника — вести человека ко спасению — входит в противоречие с задачей директора принимать подчас жесткие кадровые решения.
В-третьих, конфликт оказался заложен в самой концепции школы. С одной стороны, школа позиционировала себя как гуманитарная школа повышенного типа, дающая элитное гуманитарное классическое образование. Тут — и пять языков, латынь, греческий, основы античной культуры и проч., требующее высокой работоспособности и высоких способностей учащихся. А главное — все это требует и серьезного научно-методического обеспечения, и хорошей организации. На практике же — число учащихся стало, после введения нынешней программы, неуклонно сокращаться именно из-за непосильной для многих нагрузки. А любые предложения хотя бы осуществлять декларированный разработчиками концепции «гибкий индивидуальный подход к ученику» блокировались администрацией гимназии с доходящей до истерики энергией. Как результат — классы по несколько учащихся и не из чего платить зарплату преподавателям.
Надо учесть, что элитное образование дорого по определению, не допускает создания больших классов, требует многочисленного штата высококвалифицированных педагогов.
Социальная же направленность школы также требует внешних источников финансирования, т.к. православные семьи многодетны и зачастую являются малообеспеченными. Они не в состоянии оплачивать обучение детей из семейного бюджета. Нежелание видеть эту проблему, нежелание и неумение работать с благотворительными организациями и отдельными спонсорами привело к тому, что школа в финансовом отношении оказалась банкротом.
Более того, не желая признать свою ответственность за сложившуюся ситуацию, администрация школы во главе с о. Алексием решила возложить всю ответственность на Учредителя: мол, Учредитель несет субсидиарную ответственность по ее долгам, вот, пусть он и расплачивается. Но то, что, возможно, и справедливо по отношению к учреждениям коммерческим, не всегда может быть распространено на область общественных и религиозных организаций.
Если устав школы подписан председателем Общества «Радонеж», то устав «Радонежа» подписан Святейшим Патриархом. Но нам, при нашей постоянной нужде в средствах, необходимых для обеспечения работы радио, газеты и других просветительских мероприятий, и в голову не приходило требовать деньги у Патриарха. Потому что мы прекрасно понимаем, что Московская Патриархия так же, как и мы, зависит от отчислений приходов и редких спонсоров. Религиозные объединения и по закону, и де-факто не в состоянии нести ответственность по долгам учрежденных ими организаций. Скулеж в стиле «ах, зачем я на свет народился, ах,[N1] зачем меня мать родила» совершенно не в стиле отношений, принятых в Церкви, где духовные дети стараются быть помощниками своих духовных отцов и все мы вместе смиренными послушниками Святейшего Патриарха.
Кроме того, нужно напомнить, что «Радонеж» учредил три школы. Две из них — преп. Серафима Саровского и св. Иоанна Богослова совершенно успешны и финансово независимы. На их фоне все недостатки административной работы в гимназии «Радонеж» видны особенно выпукло.
Вообще, эти требования денег — производное того же самого социального иждивенчества и нежелания потрудиться.
Ведь «Радонеж» существует также на пожертвования, в основном, слушателей радио «Радонеж», поэтому все это напоминает ситуацию, как если бы нищий, который стоит с правой стороны паперти требовал, чтобы его спонсировал тот, кто стоит с левой стороны.
Но есть еще духовный аспект происходящего, который и представляется главным: вся эта неприглядная склока была затеяна во дни Великого Поста. Все православные люди знают простое духовное правило, что поддаваться постовым искушениям чрезвычайно опасно. В Великий Пост мы все прибегаем к сугубой молитве, к Таинству покаяния, просим прощения друг у друга, а в дни Светлого Христова Воскресения христосуемся и в духе братской любви начинаем разбираться со своими проблемами, если таковые еще остались.
Наши же «революционеры», уже все седовласые и седобородые, не только не вняли увещанию духовника братства «Радонеж», но и прибегли к методам, которые шокируют любого православного человека. Если возник внутрицерковный конфликт, мы прибегаем за судом к своему епископу, который должен нас рассудить, но это и в голову не пришло о. Алексию Сысоеву. Мало того, к скандалу подключили СМИ во главе с «МК», который и так жаждет поглумиться над Церковью.
К сожалению, поспособствовал саморекламе обанкротившихся горе-администраторов также и «Церковный вестник». Свою оценку этой публикации, как нарушающей принципы журналистской этики, односторонней и вполне тенденциозной уже высказал Клуб православных журналистов. В заявлении Клуба констатируется, что публикация в «Цековном вестнике» «является продолжением кампании клеветы на учредителя гимназии — православное братство «Радонеж» и его председателя Е. К. Никифорова, развязанной во время Великого Поста «Московским комсомольцем». Но «Церковный вестник» пошел даже дальше — авторы публикации в официальном церковном издании пытаются опорочить и всю Церковь, приписывая Священноначалию наложение каких-то неведомых каноническому праву «прещений на какие-либо собрания и обсуждения».
Добавлю лишь, что не следовало церковному изданию опрометчиво предоставлять свои страницы для публикации басен о том, что «никто из нас не знает, кто входит в состав этого совета. Нам, например, не известно, являются ли членами совета директор гимназии священник Алексей Сысоев и его заместители…». Можно было бы поинтересоваться подробностями и узнать, в частности, что сочинитель этой ужасной истории участвовал (вместе с другими представителями администрации и священником Алексием Сысоевым) практически во всех заседаниях Совета гимназии за последние 2- 3 года, и, разумеется, не мог не знать, кто является членом Совета, а кто нет. Впрочем, г-н рассказчик даже не знает, сколько именно времени он проработал в гимназии…
Ради своих маленьких амбиций, эти люди не пожалели не то что «Радонежа», но и Матери-Церкви. Что уж тут вспоминать об имени школы, ее репутации — а ведь это то, что создается многими и многими годами труда.
Сейчас, в результате скандала, репутации школы, конечно же, нанесен ущерб, из нее родители забирают детей, покидают ее и педагоги. Поэтому предстоит огромный труд по восстановлению доброго имени гимназии «Радонеж».
Вместе с тем, все не так трагично. В школе продолжают работать замечательные педагоги, недавно мною создан родительский комитет из очень деятельных церковных, преданных делу православного образования людей. Как оказалось, и финансовая сторона дела не столь безнадежна. Нам удалось добиться у Правительства Москвы передачи здания школы в безвозмездное пользование, что снимает громадную и поистине непосильную для социально ориентированного учреждения финансовую нагрузку. Также удалось восстановить бюджетное нормативное финансирование школы, что отчасти поможет решить проблему финансового дефицита.
Элементарное налаживание административной, финансовой и учебной дисциплины способно оздоровить школу и обеспечить ей возможность автономного существования, лишь стоило воспользоваться громадным опытом, накопленным другими православными школами, основанными обществом «Радонеж». Люди, не справившиеся с выполнением своей задачи, должны подать в отставку. На их место придет новая администрация, которая продолжит дело православного образования.
Сохранить эти школы чрезвычайно важно, так как это, по слову Святейшего Патриарха, «истинные ростки русской национальной школы», православных школ на всю 10-миллионную Москву всего лишь 12, и в них обучается всего лишь 1800 учащихся. Это все, что есть у нашей Церкви, и эти маленькие достижения необходимо обязательно сохранить.