Радонеж | Игорь Куницын | 07.06.2005 |
Защита духовного наследия России: к правам человека через права народа
В преамбуле Конституции РФ присутствуют такие слова: «Мы многонацио-нальный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой…». Думаю, под этим тезисом подписались бы многие. Народ — это общность людей, объеди-ненных общей судьбой. И эта общая судьба запечатлена в духовном наследии России. Поэтому, если уничтожить это наследие, то вполне вероятно, что народ просто перестанет существовать как таковой.Сегодня становится очевидным, что религиозное и культурное наследие мешает тем государствам, которые распространяют на территорию нашей страны сферу своих национальных интересов. Мешает оно и тем государствам, которые добиваются формирования и легализации нового мирового порядка, такого «по-рядка», который основан на принципе глобального естественного отбора. Мы яв-ляемся свидетелями того, как на мировой арене утверждается «право сильного». Доминантой международной жизни становятся не общепринятые нормы междуна-родного права, а воля экономически развитых государств. Такой мировой порядок можно квалифицировать как систему глобального тоталитаризма. Новый мировой порядок навязывает народам универсальное понимание прав человека. Но это понимание имеет единственный источник — волю государств, преследующих свои национальные интересы.
В то же время, культурное наследие дает народу собственные систему цен-ностей, систему критериев и шкалу оценок. Оно позволяет сохранять адекватное восприятие реальности даже при глобальной манипуляции сознанием. Поэтому сегодня на территории России против религиозного и культурного наследия наше-го народа идет ожесточенная борьба. Она нужна для того, чтобы обезоружить на-род и лишить его механизмов защиты, чтобы лишить его нравственного фунда-мента.
Военный блок НАТО находится уже в сотнях километров от Кремля. Но главное оружие нового мирового порядка не ядерные ракеты, не высокие техноло-гии, а средства массовых коммуникаций, включая телевидение, радио и Интернет. Огромное число организаций, ангажированных некоторыми иностранными госу-дарствами, ведут пропаганду против русской культуры и Русской Православной Церкви. Ведется не столь очевидная, но каждодневная работа, направленная на духовную дезориентацию российского народа. Тот факт, что заказчики этой «ра-боты» находятся за рубежом подтверждается рядом документов, принятых, на-пример, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, а также многочисленными докладами, актами и резолюциями Конгресса США. Какие бы меры не предприни-мались для защиты религиозного и культурного наследия, они неизменно влекут за собой осуждение и давление со стороны стран-членов НАТО, а также инфор-мационный всплеск со стороны так называемых либеральных СМИ.
Несмотря на кажущийся виртуальный характер этой борьбы, её последствия вполне материальны. Об этом свидетельствуют катастрофические явления в жиз-ни общества, причины которых кроются в духовном неблагополучии. Статистиче-ские данные свидетельствуют, что Россия гибнет уже физически. Убийства, само-убийства, аборты, наркомания, алкоголизм, беспризорность — благодаря этим яв-лениям уже через 15 лет население нашей страны сократится на 22 млн. человек — это число жертв войны с духовным наследием, и оно больше, чем наша страна потеряла во Второй мировой войне.
Нужно признать, что действующее законодательство безоружно в этой войне. Это касается не только Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и всего комплекса правовых актов, регулирующих вопросы со-хранения культурного наследия. Руководство страны делает акцент на решении экономических проблем, при этом защите религиозного и культурного наследия должного внимания не уделяется.
Мировой опыт свидетельствует о том, что многие зарубежные страны бережно охраняют свою культуру и свои традиции. В отличие от них в России отсутству-ет системная поддержка традиционных конфессий, также отсутствует правовой иммунитет против деятельности иностранных миссионеров. В этом отношении на фоне мирового опыта законодательство нашей страны просто поражает: возника-ет ощущение, что тысячелетней истории христианства в нашей стране просто не существует.
Концепция внешней политики России говорит о том, что Россия будет доби-ваться формирования многополярной системы международных отношений, ре-ально отражающей многоликость современного мира… Однако реализация этого положения невозможна без признания многоликости духовных ценностей, кото-рые лежат в основе национальных культур.
Ни международные, ни российские правовые акты не учитывают, что совре-менный мир столкнулся с новой формой преследования религиозного выбора и культурной самоидентификации человека, но теперь не на личностном, а на гло-бальном уровне. Центральным понятием для современных международных доку-ментов, которые затрагивают религиозные вопросы, является право человека на свободу совести. Но это право охраняет религиозный выбор человека, оставляя незащищенным религиозный выбор народа. Ведь невозможно соблюсти право одного человека, если нарушается право всего народа, к которому он принадле-жит. Невозможно обеспечить свободу и достоинство личности в духовной и куль-турной сфере, если не будут обеспечены права народа на защиту своей религи-озной и культурной идентичности.
По отношению к иностранным государствам это право означает недопусти-мость вмешательства одного государства в политику другого государства в сфере религии и культуры, поскольку каждый народ вправе самостоятельно определять приоритеты этой политики. Глобальному тоталитаризму Запада нужно противо-поставить новое правовое пространство. В этой связи необходимо активизировать международное сотрудничество со странами, на которые оказывается такое же давление, какое оказывается на Россию. Среди них — страны СНГ, Восточной Ев-ропы, Азии и много других. Должен существовать документ, который мог бы стать гарантией суверенитета государств в этой сфере. Условно его можно было бы на-звать Конвенцией по защите религиозной и культурной идентичности народов.
Если рассматривать эту проблему во внутриполитическом аспекте, то право народа на защиту религиозной и культурной идентичности корреспондирует обя-занность государства в сфере религии оказывать поддержку традиционным кон-фессиям, а в сфере культуры обеспечивать сохранение культурного наследия. Государственная охрана и особый правовой режим должны распространяться на традиционные ценности, а также на объекты интеллектуальной собственности, созданные на государственные средства и имеющие общенародное значение.
Действующий закон «О свободе совести…» основан на мифическом «между-народном» стандарте, который на самом деле является исключительно амери-канским стандартом. Следовательно, этот закон рассчитан на регулирование ре-лигиозной жизни в совершенно другой стране.
Кроме того, в его основе лежит представление о том, что религиозная ситуа-ция во всех регионах имеет одинаковые параметры. Однако региональное зако-нодательство, как индикатор проблем, подтверждает обратное. Вместо учета этих проблем действующий закон «подгоняет» политику регионов под чуждые стандар-ты. Об этом свидетельствует тот факт, что органы государственной власти субъ-ектов Российской Федерации пытаются решать наболевшие проблемы в этой сфере не на основе этого стандарта, а исходя из реальной ситуации. По этой при-чине, региональные правовые акты вступают в противоречие с упомянутым зако-ном, что влечет их отмену.
Поэтому необходима двухуровневая политика, основанная на принципах диспозитивности, а также горизонтальной и вертикальной дифференциации. На федеральном уровне должны быть определены принципы и рамки регулирования этой сферы, а законодательство субъектов федерации должно регулировать мо-заику частных региональных проблем.
Не менее важна потребность в вертикальной дифференциации, то есть в ус-тановлении дифференцированного правового статуса конфессий. В основе со-временной вероисповедной политики лежит принцип «уравниловки» традиционных конфессий со всеми остальными, а, следовательно, традиционных ценностей с нетрадиционными. Факт традиционности конфессий должен признаваться офици-ально и повлечь за собой наделение специальным правовым статусом, позво-ляющим решать не только собственные, но и социальные задачи…
Все эти проблемы накапливались десятилетиями, поэтому их невозможно решить в одночасье, но нужно сделать хотя бы шаг в этом направлении. Для этого целесообразно объединить усилия Русской Православной Церкви с организация-ми, которые занимаются сохранением культурного наследия. Глобальному тота-литаризму нужно противопоставить такое информационное пространство, основу которого будет составлять духовное наследие. Необходим диалог и по вопросу создания инфраструктуры этого пространства. Одной из составляющих этой ин-фраструктуры мог бы стать Государственный фонд телевизионных и радиопро-грамм, как Особо ценный объект культурного наследия…
В заключение хотелось бы сказать, что процветание России невозможно без духовного оздоровления общества. И хотелось бы надеяться, что от политики «разбазаривания» духовных ресурсов государство всё-таки перейдет к политике их сохранения и защиты.
И.А. Куницын, кандидат юридических наук, заместитель директора Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм, автор проекта Концепции вероисповедной политики России