Псковское агентство информации | 07.06.2005 |
Настоятель храма Воскресения Христова в Орлецах протоирей Михаил Мельник рассказывает: «Надругавшись над святою главою, она не позволила, чтобы главу Предтечи погребли вместе с телом святаго, боясь, что, если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии. Главу же святаго Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце, в тайном бесчестном месте. Через несколько столетий, в четвертом веке, знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал во Христа и оставил мир, пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской место, которое принадлежало Ироду, построил там келью и стал иноком. Желая построить для себя каменную церковь, он начал копать ров для фундамента, и по Божьему усмотрению обрел, сокрытый в земле глиняный сосуд с главой Предтечи Христова. Так произошло первое обретение главы Иоанна Предтечи. Второе обретение главы произошло в 452 году. По рассказу архимандрита Маркелла святая глава открылась ему и была изнесена в диаконник церковный, а потом принесена в церковь, которая была создана в честь имени пророка. Через некоторое время глава была принесена из сирийской Эмессы в Константинополь во время ереси иконоборцев, когда сжигались, уничтожались и бесчестились иконы. Тогда некоторые благочестивые христиане, убегая из наполненного еретиками Константинополя, взяли тайно вместе с собой главу Крестителя и принесли в Команы (близ Сухуми), где преставился некогда св. Иоанн Златоустый, и скрыли ее в святых недрах, положив в серебряный сосуд. Сия драгоценная святыня хранилась в неизвестности до времен царя Михаила, сына Феофила и матери его царицы Феодоры, много помогавшей православию. В царствие Михаила святыня была обретена в третий раз около 850 года, и это событие празднуется церковью 25 мая по старому стилю, 7 июня — по новому. Честная глава Предтечи была вторично перенесена в Царьград, положена в царских палатах, но крестоносцами (XIII в.) затем была перенесена в Амьен, во Францию (верхняя часть — лицо). Часть главы св. Иоанна Крестителя хранится на Афоне, часть — в Риме, в церкви папы Сильвестра.
На Богослужении в честь события поются тропари, кондаки;на Литургии — прокимен, напоминающий, о чем будет речь в самом чтении Апостола, читается Евангелие. Потом служится молебен, и снова читается Евангелие о событиях жизни Иоанна Предтечи, и затем св. Иоанну Предтечи читается молитва. Он был Предтеча и по рождению, и по проповеди о спасении рода человеческого, и даже во аде он предшествовал Христу. Он крестил Самого Господа. Крещение есть освящение, очищение, а зачем освящать Спасителя, если Он — Сам Бог? Он в этом не нуждался, но в это время сошел Дух Святый в виде голубином. И Бог Отец свидетельствовал: „Се есть Сын мой возлюбленный, о Нем же Мое благоволение“ (Мтф.3,17). То есть отныне будет исполнен Закон, Воля Божия. И Господь выступил на общественное служение с проповедью. Когда хоронили тело Иоанна Крестителя, то Апостол Лука выпросил у жителей Севастии десную руку Иоанна Крестителя и перенес в Антиохию, потом ее хранил Мальтийский орден, затем она была подарена Павлу, хранилась в Павловском Соборе в Гатчине. И я был рукоположен во диакона в день перенесения десницы 12 (25 октября) 1968 года».
Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший и светлый Слова глас».
В молитве святому Иоанну Крестителю говорится: «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехами; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением: очисти мя грехи оскверненного и понуди вниити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь!»
Информационная служба Псковской епархии