Русская линия
Нескучный сад Алексей Реутский07.06.2005 

Молитва в движении

29 мая на Тверской земле начался Волжский Крестный ход, посвященный в этом году преставлению преп. Нила Столобенского и 60-летию Победы. Девиз Крестного хода по Волге 2005-го года: «Нет большей любви, нежели кто положит душу свою за други своя, во славу Церкви Православной, Отечества Российского».

Наш корреспондент, принявший участие в нем, выяснил, как и зачем организуются такие крестные ходы.

Каждый год Волжский крестный ход начинается от истока Волги в селе Волговерховье. В этом месте «главная русская дорога» имеет ширину лесного ручья, истекающего из маленького озера, над источником которого построена деревянная часовня с купальней. До революции здесь располагался Волговерховский женский монастырь Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги. Уцелело от него только два храма — деревянный Никольский и каменный — Спасо-Преображенский собор. Когда наш паломнический автобус подъехал к селу, в Никольском храме уже шла Божественная литургия. Небольшой храм служил алтарем и более тысячи паломников, среди которых мелькали фуражки суворовцев, молились под обложенным облаками небом. Дождь то принимался, то затихал, но прекратился к началу причастия. После освящения архиепископом Тверским и Кашинским Виктором истока Волги, под непрерывным дождем состоялся концерт. Смотреть его остались единицы, значительное число паломников разбежалась по автобусам, а самым стойким предложили отведать гречневой каши из полевой солдатской кухни.

Молитвенное шествие началось около трех часов дня, когда дождь немного утих. Нам предстояло преодолеть 8 км по проселочной дороге до дер.Новинки.

Волжский крестный ход проходит уже 7 год подряд и преследует несколько целей, одна которых — миссионерская. Убедился я в этом, когда познакомился с двумя девочками — подростками из Калининского района Тверской области — Катей и Ритой. Они никогда не читали Библию, не помнят, как называется их деревенский храм, знают только одну молитву «Отче наш». В крестном ходе участвуют, «потому что интересно».

Новинки — вымирающая деревня с разрушенным храмом, в котором пасущаяся скотина часто пережидает непогоду. Эта деревня- исключение, т.к. крестный ход заходит лишь в те города и деревни, где есть его ждут прихожане местных храмов. Новинки расположены на берегу озера Стерж, именно в него сначала впадает Волга. Только отсюда можно начинать водный крестный ход.

На подходе к Новинкам нас застал сильный ливень, небо было черным от туч, грохотал гром и сверкала молния. Но участники крестного хода с улыбкой поглядывали друг на друга и пели «Христос воскресе из мертвых…». Когда владыка Виктор начал служить молебен «На начало водного путешествия», выглянуло солнце и стало тепло.

«Основу нашего крестного хода, — говорит председатель миссионерского отдела Тверской епархии, настоятель храма Ксении Петербуржской в Твери о. Сергий Дмитриев, — составляет „мобильная“ группа из монашествующих (в данном случае из Ниловой пустыни) и священников из разных городов области, всего около 10 человек. Они достаточно подготовлены духовно и физически, и участвуют в крестном ходе не первый год. Случайных людей в этой группе нет. Им доверено нести частицу мощей преподобного Нила и его икону. Хор — как и миряне — из местного храма, присоединяется к нам в каждом населенном пункте. Особого профессионализма от хора не требуется, молитвенные песнопения хорошо известны. Его задача — задать нужный тон. Крестный ход — это молитва в движении, молебен, растянутый в пространстве и времени, объединяющая своих участников в Божьей благодати».

У берега в дер. Новинки нас ожидал катер рыбоохраны, куда вместе с «мобильной» группой зашел и корреспондент «НС».

Однако маршрут Волжского крестного хода не везде проходит по воде. До Ржева он будет как водным, так и сухопутным. «Только в Ржеве мы окончательно поплывем на корабле», — говорит о.Сергий. Волга впадает в систему озер, между которыми нельзя пройти даже на катере и приходится двигаться на автобусе.

Первая остановка нашего катера — дер. Ширков Погост на берегу озера Вселуг. Пенсионерка Лидия, живущая в здесь летом рассказала, что когда-то в этой деревне было 350 дворов, теперь постоянно живет только 5 человек. Место дикое, есть волки, зимой сюда даже не всегда приезжает торговая палатка. Москвичи скупают тут дома, они же и восстанавливают оба храма Иоанна Предтечи: деревянный — XVIII века и каменный, освященный в 1915 году. Летом на службе в нем бывает около 50 человек, а нас встретило и стояло на всенощной не более 10.

Не знаю, можно ли считать это закономерностью, но чем меньше в деревнях и небольших городках коренных жителей, тем больше их приходит приложиться к святыне и поучаствовать в службе. Например, в маленьком поселке Пено, (там деревянный храм Сергия Радонежского), куда мы пришли из Ширково на нашем катере, проживает не больше 3−4 тыс. человек (или в пос. Рунской — около 300 жителей — вновь построенный деревянный храм в честь Рождества Христова), в храм было не войти. Однако в 40 тысячном Осташкове нас встретило и стояло на освящении часовни в память погибших осташей сотен пять человек, но до местного Знаменского храма дошло и стояло на всенощной не больше двух десятков. Когда утром с иконой преп. Нила крестный ход шел через весь Осташков в Житенный монастырь на Божественную литургию, на нас глядели пустые окна домов, из — под забора лаяли собаки, а спешащие по улицам редкие прохожие изредка бросали равнодушные взгляды. Несколько старушек едва поспевали следом. Единицы горожан отправились с нами от Житенного монастыря на «водном трамвае» в Нилово Столобенскую пустынь, хотя восстанавливаемая обитель стоит того, чтобы посмотреть на нее со стороны озера.

У входа в Нилову пустынь вас встречает скульптура преп. Нила. Примечательно, что такие скульптуры вы встретите и не только здесь, они есть и возле Никольского храма в дер. Волговерховье, и в Знаменской церкви г. Осташков.

Еще одна задача, которую решает крестный ход — донести святыню до тех, кто живет по берегам Волги, но не может приложиться к ней и помолиться рядом с ней. У одних нет средств на паломничество (средняя зарплата в этих местах 600−800 руб.), у других не хватил на это сил. Так в пос. Пено пенсионерка Нина Ивановна не смогла даже отправиться с нами на автобусе на освящение находящегося неподалеку истока Западной Двины, т. к ее больное сердце не выдержит этого переезда. «Крестный ход пробудил в моей душе необыкновенную радость, — призналась она, — душа словно обновилась. Хочется сделать что-то хорошее, появляются силы терпеть свои невзгоды и по-доброму относиться к недостатками других. У меня сосед — пьяница, иногда он обращается ко мне за куском хлеба и я подкармливаю его, Господь помогает мне преодолеть свои негативные чувства». Нина Ивановна рассказала, что стала ходить в храм, когда ее сына забрали в Афганистан. «Я дала обет, что буду беречь и защищать нашу веру, если мой сын вернется живым и не калекой. У сына было три контузии и одно ранение, но домой он пришел на собственных ногах. Женился, сейчас живет в Канаде.

У Тверской епархии налажены тесные взаимоотношения с областными СМИ, оповещающими население о всех значимых православных мероприятиях (сюжет об освящении истока Волги показали по местному телеканалу). «На проповедях в храмах священники так же говорили о крестном ходе, а дальше подключилось агентство «ОБС», — улыбается о.Сергий.

Начавшись от истока «главной русской дороги», крестный ход пройдет по расположенным на Волге и Селигере пос. Селижарово, Белый городок, дер. Итомля, Филькино, городам Ржев, Зубцов, Старица, Тверь, Городня на Волге, Конаково, Кимры и завершится г. Калязине. За три недели его участники преодолеют более 700 км водного и сухопутного пути.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=215


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru