Русская линия
Патриархия.Ru Олег Бабиевский07.06.2005 

За двумя зайцами. Об одной неувязке в новой политике Ватикана

Бари et orbi

Одно из заметных и важных для межцерковного диалога событий, обсуждавшихся на страницах светских СМИ на прошедшей неделе, произошло еще на неделе предыдущей.

Проходивший в Италии с 22 по 29 мая ежегодный Евхаристический конгресс, организуемый Римско-Католической Церковью, вряд ли бы привлек внимание отечественной прессы, если бы не громкое выступление главы Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера.

В первые дни конгресса, который в этом году проходил в Бари, кардинал озвучил программу, направленную на преодоление разногласий между Римско-Католической и Православными Церквами, а также на сотрудничество с протестантами. Об инициативах Ватикана пишут, в частности, «НГ-религии» (приложение к «Независимой газете») и «Время новостей» (cм. также комментарий редакции сайта Патриархия.ru «Что имел в виду кардинал Вальтер Каспер?».

Газета «Время новостей» в небольшой публикации «Собор примирения» называет предложение Ватикана «невероятным ангажементом со стороны католического Святого престола» Русской Православной Церкви и приводит комментарий главы католической митрополии в России архиепископа Тадеуша Кондрусевича, выразившего надежду, что новая инициатива «будет встречена Русской Православной Церковью с пониманием».

Намного более обстоятельно высказывания кардинала Каспера излагаются и анализируются в статье итальянского политолога Джованни Бенси «Диалог Церквей требует жертв», опубликованной в «НГ-религии».

В своем выступлении кардинал назвал католиков и православных наследниками общей европейской культуры, которых объединяют общие нравственные ценности, и отметил, что сегодня эти ценности находятся в опасности. С одной стороны, им угрожает западноевропейский секуляризм, а с другой — последствия атеистической пропаганды, властвовавшей в Восточной Европе. Для того чтобы противостоять этим вызовам современности, христиане должны «сформировать альянс», считает Каспер.

При этом главным и наиболее перспективным направлением кардинал, судя по всему, считает диалог с Православными Церквами, особое внимание уделяя взаимодействию с Русской Православной Церковью.

Кардинал предложил провести в Бари собрание католических епископов и православных иерархов для поиска путей примирения. В статье Д. Бенси вместо слова «собрание» используется термин «синод», в других СМИ речь шла о соборе.

Оставим в данном случае в стороне немаловажный вопрос о терминах (подробнее об этом см.: «Что имел в виду кардинал Вальтер Каспер?»). Любые искренние призывы Ватикана к открытому диалогу всегда приветствовались в Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий в очередной раз это подтвердил в своем недавнем обращении по поводу новых инициатив Римско-Католической Церкви.

В Бари кардинал Каспер достаточно неожиданно заявил, что Католическая Церковь согласна даже обсуждать свое вероучение. До сих пор никто из католических иерархов в диалоге с другими христианскими вероисповеданиями этот вопрос поднимать не решался.

Речь идет прежде всего о догмате, согласно которому Римский Первосвященник имеет безраздельную власть над всеми епископами и не может ошибаться в вопросах веры и нравственности. Этот вопрос, признал Каспер, остается «камнем преткновения» на пути диалога между Католической и другими Христианскими Церквами.

Кардинал признал также, что кризис взаимоотношений между Католической и Русской Православной Церквами усугубился после решения предыдущего Папы Иоанна Павла II создать в России новые епархии и объединить их в митрополию. Из слов кардинала следует, что Ватикан готов переосмыслить свои действия на канонических православных территориях: «Православные братья, (…) прозелитизм не является нашей политикой и нашей стратегией», — подчеркнул Каспер.

Соглашаясь с претензиями Московского Патриархата, кардинал заявил: «Если есть отдельные случаи, которые выглядят как прозелитизм или являются таковым, то мы можем подобные факты обсуждать, а если нужно, то и готовы их исправить». Возможно, решив, что он зашел уже слишком далеко, кардинал счел нужным упрекнуть в прозелитизме и «православных братьев». Каспер попросил «положить конец скандальной практике перекрещивания католиков в Православие».

Многие заявления кардинала действительно является беспрецедентными. Если дело дойдет до обсуждения вопросов папского примата и его непогрешимости, то можно будет говорить о начале принципиально нового диалога между Церквами.

В последний день работы Евхаристического конгресса Бари посетил Папа Римский Бенедикт XVI. О первой поездке нового понтифика за пределы Рима сообщили десятки российских информационных агентств, но подробного освещения в отечественной прессе это событие не получило. Между тем, именно в данном случае оно того стоило.

В проповеди, которую Папа произнес в Бари, некоторые тезисы были очень созвучны заявлениям кардинала Каспера. Хотя правильно будет, наверное, сказать, что выступление кардинала служило своеобразным фоном предстоящей проповеди.

Выступая перед тысячами собравшихся, Папа Бенедикт XVI, в частности, заявил: «Именно здесь, в Бари, где хранятся мощи святого Николая, на земле встреч и диалога с братьями-христианами Востока, я хотел бы подтвердить моё желание и обязательство трудиться во имя восстановления полного единства последователей учения Христова».

Папа отметил, что для преодоления разногласий с другими Христианскими Церквами недостаточно только проявления благожелательности, и добавил: «Необходимо свершение конкретных действий, поражающих разум и чувства верующих».

Небольшое кардинальное расхождение

Основные проблемы, препятствовавшие развитию плодотворного взаимодействия между Ватиканом и Москвой, в последние годы оставались неизменными. Связаны они, прежде всего, с прозелитизмом на канонических территориях Русской Православной Церкви: стремлением открыть епархии в России и униатской экспансией, в первую очередь — на Украине.

Пока Папа Бенедикт XVI и близкие к нему кардиналы декларируют отказ от прозелитизма и готовятся совершить конкретные действия, которые поразят наши разум и чувства, глава Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар эти действия, правда, с противоположным знаком, совершает. Почему это происходит: по инерции и вопреки воле понтифика или по иной причине?

В середине мая, уже при новом Папе, лидер украинских униатов заявил о предстоящем в ближайшие месяцы переносе центра УГКЦ из Львова в Киев.

Эти планы кардинал Гузар вынашивал уже давно. Давно греко-католики мечтают и об установлении своего патриархата на Украине. Ровно год назад, в начале июня 2004 года, покойный Папа Римский Иоанн Павел II принял главу УГКЦ и членов Синода УГКЦ, прибывших в Ватикан просить согласия понтифика на установление патриархата в Украине. Во время аудиенции Иоанн Павел II заверил, что разделяет стремление УГКЦ и сказал, что украинские греко-католики заслужили право «иметь полную церковно-юридическую структуру». Однако он отметил, что время для патриархата еще не пришло: «Ваша просьба серьезно изучается, в том числе и в свете оценок других христианских Церквей».

Примечательно, что покойный Папа тоже говорил тогда о важности экуменических процессов почти в том же ключе, в котором высказывается сегодня его преемник. Иоанн Павел II сказал год назад, что окончательное решение по статусу греко-католиков в Украине не должно затормозить экуменические процессы в мире и налаживание нормальных отношений между католиками и православными.

Кардинал Гузар участвовал в апрельском конклаве, избравшем нового Папу. Вполне вероятно, что еще во время этого собрания прелатов глава УГКЦ мог поделиться с Йозефом Ратцингером, тогда еще кардиналом, своими планами по переносу в Киев центра украинской Греко-Католической митрополии. Позже Любомир Гузар был у новоизбранного Папы и тогда-то он уж точно должен был затронуть эту тему. Судя по тому, что вскоре после приема у Бенедикта XVI глава униатов выступил с указанным заявлением, Папа не счел нужным одергивать ретивого кардинала.

По словам Любомира Гузара, понтифик хорошо осведомлен о церковной жизни Украины и планах УГКЦ получить статус патриархата. В Ватикане этот вопрос оценивают «в целом положительно», однако советуют дождаться благоприятного момента.

«Я имел возможность встречаться со Святейшим Отцом, и он ясно сказал, что пусть это дело дальше назревает, чтобы и в дальнейшем идти вперед. Какой-то определенной даты нет. В первую очередь должно состояться перенесение центра Киево-Галицкой митрополии в Киев, а потом увидим», — заявил кардинал.

Упоминание в названии митрополии Киева является чистой формальностью. Униатов в столице Украины, да и во всех регионах, за исключением нескольких западных областей, очень мало. Истинной причиной действий, предпринимаемых вопреки позиции Православной Церкви, является претензия УГКЦ на общенациональный статус. Суть же этих действий чисто прозелитическая.

Благоприятную почву для католического прозелитизма в некоторых регионах Украины создает сложная религиозная ситуация. Часть национально ориентированных верующих, посещающих приходы так называемой УПЦ киевского патриархата, понимая неканоничность раскольничьей «церкви», готова уйти из УПЦ КП, но не желает, а в некоторых селах и небольших городах не имеет возможности, посещать храмы УПЦ Московского Патриархата. В этих условиях переход в «более» каноничную УГКЦ может стать для некоторых верующих приемлемым компромиссом.

Несколько дней назад пресс-служба Украинской Православной Церкви выступила с заявлением, осуждающим прозелитическую деятельность греко-католиков в Крыму, где состоялась церемония закладки униатского храма. Ранее официальные представители Московского Патриархата неоднократно выражали озабоченность в связи с расширением присутствия греко-католиков в южных регионах Украины. И вот, вскоре после контактов кардинала Гузара с новым понтификом, провозглашающим отказ от прозелитизма, УГКЦ предпринимает новые попытки расширения своего влияния.

Вряд ли стоит сомневаться в искренности Бенедикта XVI, когда он говорит о желании преодолеть разногласия с другими Христианскими Церквами. Но, вероятно, столь же искренне он сочувствует в душе стихийному католическому прозелитизму в некоторых православных странах, который сегодня развивается, может быть, и без деятельной поддержки Ватикана, но с его молчаливого согласия.

06.06.2005

http://www.patriarchia.ru/db/text/21 510.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru