Фонд «Русская Цивилизация» | Кирилл Мартынов | 07.06.2005 |
Термином «культура» вообще может обозначаться достаточно широкий круг явлений. Прежде всего, в наиболее общем смысле речь может идти о культуре как совокупности человеческих практик. В этом смысле к культуре относятся как, например, навыки возделывания земли и изготовления различных вещей (это так называемая материальная культура), так и разнообразные духовные и художественные практики, такие как написание романов или чтение лекций по теории вероятности. В более узком смысле под культурой понимают художественную культуру. Тогда обычно культура противопоставляется повседневности, обыденным и научным практикам, и определяется как область эстетического.
Первое значение обычно используется лишь в определенных контекстах, связанных или с противопоставлением культуры природе, или с выделением предельно широкого поля национальной культуры в ее своеобразии по сравнению с иными культурами. Именно в этом смысле о культуре говорил, например, Константин Леонтьев, утверждая, что самые сильные государства или цивилизации обладают наиболее самобытными и богатыми культурами «цветущей сложности». Поскольку это значение слишком широко, оно малофункционально. Гораздо чаще говорят о культуре в узком смысле слова. Однако для того, чтобы разобраться в проблеме культуры, нам придется обратиться к обоим значениям термина.
Начнем с художественной культуры. В ней традиционно различается низкое и высокое как две необходимые и взаимодополняющие составляющие. Скажем, в Киевской Руси сосуществовала высокая православная художественная культура, представленная в иконописи и архитектуре, и народная культура, естественным образом сохранявшая в себе черты языческого прошлого, частично ассимилированного христианством. По большому счету, в каждой традиционной культуре мы можем выделить подобную иерархию. При этом следует отметить, что между высоким и низким не существовало непреодолимого разрыва, творцы высокой культуры черпали свои образы и идеи из народного творчества, а народ определенным образом всегда был причастен высокой культуре. Эта причастность осуществлялась через посредничество Церкви, в которой все люди становились равными перед Богом, способными понимать Его замысел творения, выраженный в высоком церковном искусстве.
Ситуация, в которой религия опосредует связь между двумя формами культуры в обществе, не является случайной. Именно религия как учение о смысле бытия и конечных целях человека и мира является центром любой культуры, вокруг которого структурированы все его символические системы, относящиеся как к высокой, так и к низкой культуре. По сути, отличить искусство от не искусства, культуру от антикультуры можно только в том случае, если у нас есть вполне определенный критерий: насколько замысел данного художника соотносится с замыслом Бога, насколько художник есть соработник Бога.
Но то же самое можно отнести не только к художественным практикам, но и ко всей нашей культуре в широком смысле слова. Наша культура является культурой только в том случае, если ее содержание согласуется с тем смыслом, который мы приписываем собственному существованию. Этот тезис в общем виде был прекрасно выражен немецким богословом XX века Паулем Тиллихом. Тиллих утверждал, что религия — это основание или субстанция культуры, а затем с горечью констатировал гибель современной культуры вместе с потерей ее основания. Забвение религии в обществе неизбежно приводит к потере высокой национальной культуры.
В этом контексте наш вопрос, вынесенный в заголовок, имеет вовсе не теоретическое значение. Действительно, где сегодня искать отечественную культуру? И что это вообще такое? О странной государственной политике в отношении распространения и тиражирования чужеземных образов мы уже писали, обсуждая содержания основных каналов центрального телевидения. Что же мы увидим, если обратимся, например, к телеканалу «Культура»? Тут можно найти и репортажи из художественных галерей Москвы и Санкт-Петербурга, и ретроспективы отечественной киноклассики и многие другие вещи. Но кто смотрит этот канал, какова его аудитория, какое отношение показанное в нем имеет к реальной жизни страны? Представляется, что тут очевидна огромная пропасть между взращиваемыми рекламой и низкопробным передачами массовыми вкусами и элитарными вкусами телезрителей «Культуры». Что их объединяет, что вообще позволяет говорить о единстве культуры сегодня? Ответа нет!
При этом мы вовсе не хотим сказать, что элитарная культура в ее нынешнем проявлении имеет какие-то особые преимущества перед массовой. Ее элитаризм во многом является обычной симуляцией, ведь он по сути никак не связан с каким-то реальным содержанием. Сегодня такая культура работает по принципу представления или концерта: вот есть сцена и артисты — а на противоположной стороне публика. Артист лицедействует, публика пассивно воспринимает этот процесс, никак не погружаясь в него. В традиционной высокой культуре все иначе, в ней на первое место выходит принцип живого сотворчества всех участников, среди которых нет посторонних зрителей. Реализацией этого принципа является, в частности, Православное Богослужение. В нем нет разрыва между действием и смыслом, как нет и различия между исполнителем и наблюдателями.
Поэтому на вопрос о том, где искать современное русское искусство, следует отвечать: в храме. А тех наших соотечественников, которые считают возможным менять религии по личному произволу, следует предупредить: отказавшись от Православия, они оставляют за порогом и русскую культуру.
06.06.2005