Фонд «Русская Цивилизация» | Ярослав Бутаков | 06.06.2005 |
Скажем прямо, не для успокоения либералов, а чтобы не обольщаться самим и не поддаваться преждевременной и неуместной эйфории. Отклонение нынешней евроконституции французами и голландцами ни в коей мере не означает прекращения процесса европейского объединения. Итоговый документ, по которому станет строиться Евросоюз, несомненно, будет исправлен так, чтобы он больше удовлетворял Францию — страну, находившуюся у истоков создания ЕС и на протяжении всего ХХ века бывшую главным инициатором почти всех планов «Соединённых Штатов Европы» разного вида. Отрицание вынесенного на голосование проекта вовсе не означает принципиального отрицания идеи Европейского Союза. Франция лишь заявила своё право на особое мнение по вопросам интеграции. В новом варианте евроконституции это мнение и заслуги Франции будут учтены, и тогда Франция скажет своё «да». И опять российские либералы, задрав кверху нос, будут гордо щеголять званием «тутошних европейцев».
Французская политическая элита, пойдя на референдум с заранее предсказуемым исходом, целится отнюдь не в ЕС, а в его ограниченность рамками одной Европы. Во Франции предлагаются проекты расширения Евросоюза за счёт бывших французских владений в Северной Африке — Алжира, Туниса и Марокко. То есть рассматривается вариант вхождения в ЕС не одной Франции, а Французского Содружества. Парадоксальным образом, такой супер-глобалистский план — maximum из того, на что реально могут рассчитывать при современных тенденциях поборники национальных принципов во Франции. Это приведение идеи европейской интеграции к её логически абсурдным последствиям может, при надлежащем оформлении, придать Франции особый статус в ЕС и, соответственно, обеспечить ей некоторое подобие суверенитета в рамках Европы, стёршей государственные границы.
Ну, да Бог с ней, с Францией. Нам гораздо важнее, как европейская интеграция и разные зигзаги на пути её реализации отразятся на положении России. Одна часть общественно-политического спектра России со вполне оправданной озабоченностью следит за появлением у наших западных границ нового «тысячелетнего Райха», уже давно пытающегося диктовать нам свои законы жизни. Другая часть с восторгом воспринимает любое усиление и укрепление этого монстра и объясняет отступления от российского суверенитета необходимостью «вхождения в цивилизованный мир», а аварии, время от времени сопровождающие создание всеевропейского Левиафана, склонна расценивать как свои собственные неудачи.
В особенно неловкое положение попали сейчас те, кто с российской стороны являлись вдохновителями и инициаторами масштабного проекта под названием «дорожная карта России», с помпой начавшегося реализовываться во время многоголового саммита РФ — ЕС на следующий день после празднования юбилея Победы. Казалось, давняя мечта здешних либералов начала сбываться. Россия, якобы, сумела добиться от Евросоюза того, чтобы её начали принимать на равных (подумать только, счастье-то какое, радость-то какая!) в сообществе демократических государств (среди которых, правда, иные избавились от фашистских диктаторов или сословных монархий только в 1970-е годы). Перед Россией-де начала открываться дорога к постепенной интеграции с Западной Европой. Настанет время, и оно уже не за горами — громогласно обещают нам либералы — когда россияне будут ездить без визы в Лондон или Ниццу, а наши дипломы о высшем образовании будут котироваться в Европе наравне с дипломами западных университетов. И вот, оказалось вдруг, что сами европейцы не очень-то спешат ощутить счастье от переезда из отдельных национальных квартир в «общежитие Старого Света».
Многие эксперты высказывают серьёзные и обоснованные опасения, что модель сближения и интеграции, положенная в основу «дорожной карты России», приведёт к крайне негативным последствиям не только для российского государственного суверенитета и для основ экономической независимости России, но и для благосостояния всего населения нашей страны. В частности, создание в перспективе общей энергетической системы России и Западной Европы подразумевает, как необходимое условие, разрыв единой энергосистемы «четвёрки» (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан) — одного из жизненно важных для нас остатков советской стратегической инфрастуктуры. Причём дезинтеграция «четвёрки» требуется уже сейчас, в то время как включение в европейскую систему обещается не раньше, чем через 40−50 лет. Принятие условий Болонской конвенции грозит окончательным развалом системы высшего образования России. И подобное — по многим другим сквозным линиям программы сближения.
Кстати, ещё далеко не ясно, какая именно поэтапность ожидает Россию при вхождении в европейское сообщество по плану «дорожной карты». Само название внушает подозрения. Ведь до сих подобным образом именовались проекты территориального расчленения государства и его фактической десуверенизации, осуществляемые под международным контролем (Израиль — Палестина), а то и под международной оккупацией (Босния). Кто может поручиться, что нечто подобное не готовится России в случае исполнения предначертаний саммита 10 мая? На Западе, особенно в Германии, уже давно и вовсю обсуждается проект отторжения Калининградской области от России и создания там «особой зоны ЕС». И отдельные очень высокопоставленные представители «элиты» открыто выражают согласие с подобными планами десуверенизации России, мотивируя это тем, что нам-де эту область всё равно не удержать.
А что вслед за Калининградом? Может быть, Карелия, вступающая в «особые федеративные отношения» с Финляндией? А вслед за этим и Санкт-Петербург превращается сначала в «особую экономическую зону», а потом в «вольный город»? И так понемножку от России, под восторги здешних либералов, будут отрезать по кусочку, пока граница между Европейским Райхом и «азиатчиной» не установится по сакраментальной линии Архангельск — Астрахань. Само собой разумеется, что к западу от этой линии не останется русских.
В самом печальном положении почти всегда можно усмотреть что-нибудь комичное. И нынешний провал евроконституции даёт возможность российским либералам лишний раз доказать, только уже не нам, а Западу, что они гораздо большие европейцы, чем сами жители Европы. А заодно и поддержать зашатавшуюся европейскую недостройку искренним и вдохновенным порывом по ускоренному вступлению России в ЕС! Можно было бы оперативно организовать голосование в Госдуме по принятию европейской конституции, в срочном порядке ратифицировать её и настойчиво постучаться в двери Европе — принимайте! И пусть этим французам и голландцам, цепляющимся за устарелые принципы национального суверенитета, станет стыдно перед нами — «гражданами мира»! Да нет, не поймут-с, в чём тут фишка. Извините, но на самом-то деле это они — Азия-с…
Если можно ожидать каких-то положительных последствий для России от прошедших референдумов в Европе, то незначительных. Либералы, наверное, уже не так настойчиво и убеждённо будут тыкать россиянам под нос пример цивилизованной Европы, стремящейся-де к объединению любой ценой и отказу от принципов национальной государственности. Спасибо, конечно, французам и голландцам, но такую маленькую проблему, как противодействие либеральной пропаганде, мы и сами потихоньку решаем и, с Божьей помощью, решим.
И всё-таки повод, если не для радости, то для некоторого оптимизма у нас есть. Временная заминка с окончательной сдачей в эксплуатацию «общеевропейского дома» (вернее — братской могилы национальных государств) предоставляет России небольшую передышку и шанс собраться с мыслями и силами. Ведь бывает так, что зло в погоне за ещё бoльшим злом изживает самое себя. И неуёмные аппетиты современных евроглобализаторов, жадно стремящихся в данный момент заглотить часть мусульманского Востока, могут вызвать у них «несварение геополитического желудка». Только на это и остаётся нам надеяться при нынешней ситуации. И ещё на появление таких политиков, которые, подобно Сталину в 1939−41 годах, сумеют эффективно использовать короткую передышку, вызванную техническими неувязками европейской стройки, для усиления России.