Труд | Петр Рашков | 06.06.2005 |
Впервые на лик святого покусились в конце 50-х минувшего века. Тогда в Молдавии прошла кампания по ликвидации церквей и монастырей. Их имущество, утварь и иконы увозили неизвестно куда, колокола и кресты низвергались на землю, а добротные, на века построенные помещения приспосабливались для нужд светской власти. Чаще всего — под склады для ядохимикатов.
Монастырю Курки повезло. В склад его не превратили. Здесь открыли лечебницу для душевнобольных и для тех, кто страдал алкоголизмом. В бывшей теперь уже обители ненужным оказался и образ святого Дмитрия, во весь рост изображенного на наружной стене монастыря. Несмотря даже на то, что фреска обладала, по убеждению многих верующих, чудодейственным свойством — излечивала тяжелобольных. И по команде сверху Дмитрия решили «убрать». Пошли по самому простому пути — изображение заляпали толстым слоем черной краски. И вместо росписи в человеческий рост появился на стене двухметровый черный прямоугольник.
Однако победа борцов с «мракобесием» оказалась пирровой — через небольшой срок сквозь «мрак мазни» светских «живописцев» все явственней стал проявляться лик святого. И хотя монастырь уже не действовал, народ продолжал верить, что Дмитрий изгоняет недуг из бренного тела человеческого. И вопреки запретам паломничество к стенам бывшего монастыря не прекращалось.
Власти вновь распорядились извести крамольную роспись, не поскупившись на краски и известь. Но спустя некоторое время неведомо как изображение Дмитрия вновь проявилось на стене…
Так продолжалось до той поры, пока в 90-х годах святая обитель не вернулась в лоно церкви: новые власти решили возродить старинный монастырь. Ведь, как выяснилось, безбожникам, так сказать, противостояли еще два святых лика. Их также пытались извести с помощью красок и извести. И оба они, правда, не столь активно, как cвятой Дмитрий, всякий раз пробивались на свет Божий…
Монах Авраам уверял меня в чудодейственности происходящего. И это означает одно — место святых ликов здесь, в монастыре Курки.
Есть и иное, прагматическое объяснение. Святой Дмитрий, как и подобает живописным работам подобного рода, был написан на сырой штукатурке красками, состав которых практически не известен.
— Если они были созданы на основе водоотталкивающих веществ, воска, например, — сказал мне знакомый художник, — то неудивительно, что изображение появляется через краску на водной основе, которой вероятнее всего и пользовались «малевщики» в пылу борьбы с настоящим творением иконописного искусства.
Мне трудно сказать, кто прав. Но невольно думаешь: не случайно все же святотатствующие мазилы не применили краски, способные навсегда скрыть от глаз эти образы.
А может, таких красок и не существует вовсе?
04.06.2005