Интерфакс-Религия | 03.06.2005 |
Европейские христианские круги, традиционно старающиеся повлиять на судьбу общеевропейского права, по-разному отреагируют на происходящее. Православные Церкви и Ватикан, обиженные на отказ упомянуть Бога или христианское наследие в проекте Конституции, вряд ли будут сильно сожалеть о его провале. Либеральные протестанты — лютеране, англикане, реформаты, — наоборот, воспринимают поражение Основного закона Европы как свое собственное. Именно представители этих церквей активно агитировали за принятие Евроконституции даже в «обезбоженном» виде, видя в ней мощный импульс к примирению и объединению континента поверх религиозных, экономических и культурных различий. Не стоит забывать и о том, что текст законопроекта впервые в истории европейского международного права обязывает структуры ЕС вести систематический и открытый диалог с церквами и другими религиозными общинами. Это важный успех христианского лоббизма, достигнутый вопреки давлению антиклерикальных сил Франции, Бельгии и некоторых других стран Евросоюза.
Однако миллионы простых верующих, в том числе протестантов, обращают внимание главным образом на другое. Они не готовы поступиться традиционной западноевропейской идентичностью перед лицом уже начавшейся массовой миграции из Польши, Латвии и других стран бывшего «социалистического» блока. Еще более пугает жителей Запада открытие границ с другими потенциальными членами ЕС — Болгарией, Румынией и особенно Турцией. Словом, примирение примирением, а табачок врозь.
Крайне вероятный провал конституционного проекта ставит и еще одну нравственную проблему: гигантский разрыв между элитой и народом. «Просвещенные» политики, уверенные, что несут народам благо, по крайней мере не постарались убедить эти самые народы в полезности предлагаемых решений. Или же вообще решили, что электорат просто не может их не поддержать — настолько убедительными им казались собственные аргументы. Однако наидемократичнейший способ волеизъявления — референдум — продемонстрировал обратное. В результате властям, обществам и церквам стран Евросоюза предстоит долгая и очень нелегкая дискуссия о способности Европы объединиться, преодолев границы Востока и Запада, бедного и богатого мира, католической, протестантской, православной и исламской цивилизаций. Религиозный фактор в этой дискуссии займет не последнее место.