Православная газета г. Екатеринбург | 03.06.2005 |
Но не столько это обязательство, уничтоженное почти в то же самое время успехами нашего оружия, сколько сверхъестественное содействие Промысла спасло тогда Москву, а с нею и всю Россию. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное войско российское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости этого донесения. «И видеша того сугубейшее воинство русское, сказаша ему: и третие посла некоего от ближних увидати истину, — и трепеща прибеже и вопия: о царю, что косниши? Побегнем, грядут на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша». Это чудное явление, устрашившее врагов, по вере современников, было следствием заступления Божией Матери, двукратно уже в прежние времена спасшей столицу православного царства русского от неприятельских нападений. И потому новый опыт милосердия и покровительства Ее сопровождался изъявлением новых знаков благодарности со стороны русских: установлен в Москве особенный Крестный ход в монастырь Сретения и положено праздновать ежегодно 21 мая (ст. стиль) в честь Владимирской иконы Богоматери.
Так благотворно было заступление Божией Матери за наше Отечество: так могущественно было Ее ходатайство в ответ на обращенные к Ней мольбы православного русского народа.
И может ли Преблагословенная Дева не внимать мольбам тех, кои прибегают к Ней с истинной верою и любовью? — Дерзнем сказать от имени Ее: не может! И невозможность эта составляет Ее славу. Небесные покровители, между прочим, тем и отличаются от покровителей земных, что земные могут покровительствовать, могут и не покровительствовать, хотя бы просящий был достоин покровительства; а небесные покровители не могут не покровительствовать достойным: где искренняя мольба, там и их помощь; где вера и любовь к ним, там и они; это для них — святая необходимость. Тем паче не может не слышать чистых молитв, не может не оказывать благовременной помощь Матерь Божия, Коей, как бы в особенную награду за величайшее и беспримерное служение Ее спасению человеческому, предоставлено право быть первой Ходатаицей о всех нуждающихся, радостью и покровом всех скорбящих.
Что же должна производить в нас эта драгоценная уверенность в покровительстве нам Матери Божией? Беспечность в деле нашего спасения? Бесстрашие в преступлении закона Божия? Отлагание со дня на день покаяния? — Нет, братия, это значило бы злоупотреблять милосердием небесным и оскорблять нашу святейшую Покровительницу. Чистейшая из Дев не может покровительствовать грехам; Она покровительствует грешникам, но только кающимся. Кто хочет постоянно быть под Ее благодатным покровом, тот должен постоянно удаляться от всякого греха, ибо всякий грех расторгает союз с Нею. Она молится о тебе горе, а ты молись о себе долу; Она покрывает тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся в них верой и любовью. Иначе, если будем предаваться греху, выйдет то же, что было некогда с израильтянами. Моисей принимал для них от Бога закон на горе Синайской, а они, соскучив его отсутствием, слили под горою златого тельца и начинали ему поклоняться и бесчинствовать. Увидев это, Господь тотчас прекратил беседу Свою с Моисеем и сказал: сниди отсюда, беззаконноваша бо людие твои, и ныне остави Мя и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх. 32, 7−10). Не скажет ли подобного и нашей святейшей Ходатаице достопокланяемый Сын Ее и Бог, если мы, подобно израильтянам, начнем предаваться беззаконию? «Ты молишься и ходатайствуешь о них, и Я готов оказать все милосердие тем, за коих претерпел смерть. Но виждь, что делают они! Когда Ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносят жертвы идолам своих страстей и попирают Мои законы. Где тут место для милости? Они сами на себя возжигают гнев. Им нужна казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утешающая. Остави Мя и возъярився гневом, ими же самими возженным, потреблю их.
Зная это, будем, братия, несомненно прибегать под кров Преблагословенной Девы; но не будем приносить под этот покров грехов наших, не омыв их слезами покаяния. Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточения в грехах! Аминь.