Труд | Сергей Ищенко, Владимир Гаврилов, Евгений Ухов, Иван Грачев | 02.06.2005 |
ТАТАРСТАН
Как уже сообщал «Труд», в конце прошлого года в Казани задержан экс-имам наманганской мечети Алишер Усманов. Сперва он вербовал волонтеров в чеченские бандформирования в Узбекистане, потом — в Ульяновске, причем, как правило, шахидов-смертников. Кроме оружия и взрывчатки, у него нашли листовки экстремистского толка, пособия «Военные занятия в джихаде», методики по вербовке кадров и рекомендации поведения при провале.Самый богатый улов дала «зачистка» в Набережных Челнах, где задержали еще одного узбека — Икрома Юсупова, состоявшего в международном розыске, «авторитета» запрещенной в нашей стране организации «Хизб-ут тахрир». Найдено боевое оружие, взрывчатка и так называемые «пояса шахидов».
ПОВОЛЖЬЕ
Почти все местные лидеры радикальных исламистов духовное образование получили за границей — в Турции, Саудовской Аравии, Иордании. Мединский исламский университет в Саудовской Аравии окончил и Мансур Шангареев. Обосновавшись в астраханском селе Бахтемир, он развернул бурную деятельность по созданию общины «истинных мусульман». Шангарееву удалось склонить на свою сторону Растяма Кинжалиева, имама мечети в селе Старая Кучергановка, и превратить мусульманский храм в молельный дом ваххабитов.Наконец, гром грянул и над головой самого Шангареева. В марте в его доме произвели обыск. Помимо ваххабитской литературы, из тайника следователи извлекли два свертка с наркотиками, боевую гранату, 4 пневматических винтовки, несколько пневматических и газовых пистолетов и боеприпасы к ним.
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
В областном центре перед судом вскоре предстанет группа членов «Хизб-ут Тахрир», обвиняемых в терроризме и возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды. Семь членов организации, среди которых две молодые девушки, действовали в нескольких городах. По официальной версии правоохранительных органов, один из задержанных — 32-летний житель областного центра Марат Сайбаталов — контролировал работу подразделений «Хизб-ут Тахрир» не только в Тюмени, но и в Тобольске, Ярково и, возможно, в других населенных пунктах.МОСКВА
Сегодня и Москву относят к центрам ваххабизма. Корреспондент «Труда» отправился искать представителей экстремистского крыла ислама в одну из столичных мечетей. Результаты были обескураживающими.— Только не называйте моего имени. А то я до дома не дойду — убьют прямо на пороге мечети, — в глазах имама, еще не старого мужчины с аккуратно подстриженной бородой, плескался откровенный страх. Признаться, я не был готов к подобной реакции. Ваххабизм — это полумифическое, упоминаемое по самым разным поводам религиозное течение, вдруг предстало передо мной реальной злой силой. Имам — противник экстремизма, но и в центре столицы он боится ваххабитов:
— В мечети вы не отличите их от обычных мусульман. Они ведут себя тихо. Привлекать внимание им ни к чему. Но после молитвы вижу иногда, как вокруг них собирается молодежь, идут разговоры, которые замолкают при нашем приближении. Часть молодежи, к сожалению, тянется к таким людям, выдающим себя за единственно правоверных. Долгие годы бездуховности, слом привычного уклада жизни сделали свое дело: молодые уже не хотят слушать стариков и попадают в сети ваххабитов. Те очень опасны. Они умеют заворожить неокрепшие умы рассказами о «святой борьбе за чистоту веры». Какова эта борьба, мы знаем: многие ученые-богословы, которые решились раскритиковать их учение, получили предупреждение о расправе.
ИЗ ДОСЬЕ «ТРУДА»
Ваххабизм — одна из школ так называемого салафитского течения ислама, основанная арабским проповедником и реформатором XVIII века Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (1703−1787 гг.). Это экстремистское религиозное направление разрешает убийство всякого, кто противостоит его идеям. Оно поддерживается на территории России международными террористическими организациями и направлено на свержение законной власти, создание в конечном счете исламского государства с шариатской формой правления. Ряд аналитиков утверждает, что распространение ваххабизма в современном мире, начавшееся в 70-х годах, — процесс, сознательно организованный западными спецслужбами. Цель — создание новой политико-религиозной силы международного масштаба, способной стать инструментом перекройки геополитической карты мира.Считается, что больше всего ваххабитов сейчас проживает в Чечне и Дагестане. Отдельные ваххабитские села встречаются в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае и Мордовии. Много ваххабитов в Татарстане, Башкортостане, Северной Осетии и Москве. Центрами этого движения также считаются Астрахань, Волгоград, Ульяновск, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и даже Петрозаводск
ОБЪЕКТИВНО
Роман СИЛАНТЬЕВ, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России:— Что представляет собой ваххабизм в России? Пожалуй, этот термин в его нынешнем понимании стоило бы употреблять в кавычках. Под ваххабизмом обычно подразумевается конгломерат различных экстремистских группировок, среди которых могут быть, например, и суннитские, и шиитские. Так что российский ваххабизм вряд ли можно отождествлять с классическим саудовским ваххабизмом или салафизмом.
Ваххабитские группировки роднит между собой прежде всего непримиримое отношение к инаковерующим и инакомыслящим, а также готовность к насильственному захвату власти. Так, недавние события в Андижане наглядно показали, что такая якобы пацифистская организация, как «Хизбут-Тахрир», способна устроить массовое кровопролитие во имя достижения своих сомнительных целей.
Ваххабитское движение в России очень разнородно и состоит из сотен небольших группировок, часто не взаимосвязанных друг с другом. Такая система, делая ваххабитское подполье очень устойчивым к ударам извне, в то же время позволяет оперативно объединять свои усилия в борьбе против общего врага, которым обычно являются традиционные мусульманские организации. Современный российский ваххабизм можно назвать совокупностью тоталитарных сект исламского происхождения.
Александр ДУГИН, доктор политических наук, руководитель центра геополитических исследований:
— Наша власть проигрывает ваххабизму одно сражение за другим. Трагедия в Беслане, которая лежит, считаю, на совести ваххабитских группировок Северного Кавказа, должна была насторожить и подвигнуть на конкретные меры. Однако сегодня не видно реальных шагов, противодействующих этому «реформированному исламу». Между тем, следует проанализировать крайне серьезную ситуацию, сложившуюся у нас на Кавказе и в других регионах России.
К сожалению, отсутствует противодействие этому течению и в среде мусульманского духовенства. Казалось бы, кому, как не этим людям, следовало бы профессионально (и в то же время доступно для народа) отстаивать чистоту веры, поскольку ваххабизм угрожает прежде всего традиционному исламу и его ценностям! «Реформаторы» претендуют не столько на завоевание душ (в чем они весьма преуспели, особенно в молодежной среде), сколько на завоевание реальной политической власти! Даже в США, которые первоначально использовали ваххабизм в геополитических целях против России, сегодня не владеют полностью ситуацией, выпустив джина из бутылки.