НГ-Религии | 01.06.2005 |
Шейх Фарид Асадуллин,
сопредседатель Информационно-аналитического центра
Совета муфтиев России
Наблюдается стремление властей Узбекистана не вести диалог с оппозицией, а подавлять любое инакомыслие. Два года назад я уже писал о том, что голос духовенства, которое на 100% было сориентировано на авторитарную фигуру Ислама Каримова, не выражает чаяния простых верующих. Голос мусульманской общины не доходил до власть предержащих. И этот котел, который кипел уже давно, теперь взорвался. Иными словами, произошло то, что и должно было произойти.
Аргументы же, которые приводит власть, обвиняя во всем исламских экстремистов, очень слабы. Любая власть, если она рассчитывает удержаться, обязана прогнозировать ситуацию и вести диалог со всеми оппозиционными силами. К сожалению, режим Ислама Каримова был изначально жестко сориентирован на ценности светского государства. А там, где население на сто процентов состоит из мусульман, власть обязана просчитывать все свои шаги.
В событиях в Андижане большую роль сыграла и неблагополучная социальная ситуация. Организации радикального толка стояли на острие социального протеста. Замечу, что и ранее социальная и религиозная ситуация в Ферганской долине была неблагополучной. Вполне вероятно, что из-за невозможности получить систематическое исламское образование и неправильного понимания своего религиозного долга, некоторые мусульмане могли становиться носителями экстремистских идей.
Безусловно, исламские экстремистские организации аккумулировали в себе давно копившееся недовольство народа и, по сути дела, возглавили антиправительственное движение. Судя по разговорам с беженцами из Узбекистана, которые посещают московскую Соборную мечеть, события в Андижане рано или поздно могут повториться в той или иной форме.
Муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин,
председатель исполкома Центрального духовного
управления мусульман России
По узбекскому сценарию могут развиваться события по всей Средней Азии. А сегодня ситуация далека от того момента, когда ее можно было нормализовать лишь одними увещеваниями. Как узбекское правительство, так и киргизское должны твердо использовать свою власть. И Россия в этом вопросе не должна оставаться сторонним наблюдателем. Для распространения в России экстремистских движений почва уже подготовлена. Уже 15 лет у нас легально или полулегально действуют исламские экстремистские группировки. В некоторых регионах действуют параллельные исламские структуры, которые пытаются представить экстремистские организации как обычные исламские движения.
Исмагил Шангареев,
муфтий Оренбургской области,
директор Исламского правозащитного центра
Беженцами, которые сейчас покидают Узбекистан, руководит в основном страх. Конечно, там, где хаос, наверняка, присутствуют и экстремистские религиозные организации. Этого тоже исключать нельзя. Но власти Узбекистана намеренно указывают на «Хизб ут-Тахрир», уверяя, что именно эта организация была причиной столкновений. Чтобы Узбекистан не стал экстремистским государством, нельзя доводить народ до отчаяния!
Опрос подготовил Александр Петров