НГ-Религии | Джованни Бенси | 01.06.2005 |
В своем выступлении кардинал заявил о необходимости восстановить экуменический диалог, невзирая на конфликты, связанные с разногласиями между западными и восточными христианами. В частности, Каспер наметил программу, направленную на преодоление разногласий между Римом и Москвой, которые не были преодолены во время понтификата Папы Иоанна Павла II и препятствовали его визиту в Москву.
В рамках Евхаристического конгресса был проведен круглый стол, в котором участвовали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный) и лютеранский архиепископ Хельсинки Ээро Хуовинен. Диалог был достаточно конструктивным и в то же время не лишенным полемической остроты.
Кардинал Каспер построил свое выступление на теме «тайны воскресенья», того дня, который по-латыни называется «Dies Dominica», то есть «День Господень», когда весь христианский мир объединен служением литургии. К сожалению, отметил кардинал, «мы противопоставили наши алтари друг другу». «Нашими разделениями, — сказал он, — мы нанесли глубокую рану единой Церкви Христовой». «Экуменизм, — отметил кардинал, — имеет политическое значение, поскольку сегодня Европа перестала быть оплотом христианства в современном мире». Причиной тому, по мнению кардинала Каспера, стали разногласия между христианами разных конфессий.
Необходим «союз Христианских Церквей, чтобы вернуться к единым корням христианской Европы». Ответственность за трудности экуменического диалога несут все Церкви. «У каждой из них, — подчеркнул кардинал, — есть основания для покаяния и признания своей вины, как об этом свидетельствовал Иоанн Павел II, говоря о Католической Церкви». «Нет экуменизма без прощения и примирения! Изменения и обновления должны начинаться в каждом из нас».
Достаточно неожиданно прозвучало заявление кардинала Каспера о том, что Католическая Церковь даже согласна обсуждать свое вероучение, которое до сих пор никто из католических иерархов в диалоге с другими христианскими вероисповеданиями поднимать не решался. Речь идет о догмате, согласно которому Римский Первосвященник обладает особой миссией в Церкви. Это предполагает его безраздельную власть над всеми епископами и непогрешимость в вопросах веры и нравственности. Это учение Католической Церкви основано на предании, согласно которому Римские Папы являются преемниками апостола Петра как первого Римского Епископа.
Этот вопрос, признал Каспер, остается «камнем преткновения» на пути диалога между Католической и другими Христианскими Церквами. Сегодня, по словам Каспера, эти догматы могут быть истолкованы таким образом, чтобы они были приемлемыми и для других Церквей. Кардинал даже сделал конкретное предложение: провести в городе Бари Синод католических и православных епископов для нахождения пути к примирению. Если действительно дело дойдет до обсуждения вопросов папского примата и его непогрешимости, то в этом случае можно будет сказать о новых экуменических импульсах со стороны Римско-Католической Церкви, начавшихся при новом Папе Бенедикте XVI.
Кардинал Каспер признал, что кризис взаимоотношений между Католической и Русской Православной Церквами усугубился после решения Папы Иоанна Павла II создать на территории России новые епархии и объединить их в митрополию. В то же время Каспер с восторгом отозвался о культурных достижениях Православных Церквей на христианском Востоке. Однако кардинал не упустил случая ответить на одно из главных обвинений, которые Русская Православная Церковь выдвигает против католиков в России. «Православные братья, у нас нет намерения превращать ваши страны, где многие столетия проповедовалось Евангелие, в католические. Прозелитизм не является нашей политикой и нашей стратегией», — заявил кардинал.
Тем не менее, соглашаясь с претензиями Московского Патриархата, Каспер признал, что «если есть отдельные случаи, которые выглядят как прозелитизм или являются таковыми, то мы можем подобные факты обсуждать, а если нужно, то и готовы их исправить». При этом кардинал не отказал себе в удовольствии упрекнуть «дорогих православных братьев» в прозелитизме. Обращаясь к архиепископу Кириллу, он сказал: «В свою очередь мы также просим вас положить конец скандальной практике перекрещивания католиков в православие».
Реакция архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла на слова кардинала Каспера была весьма сдержанной. Он сказал, что, несмотря на то что наши Церкви многое объединяет, «отношения между обеими Церквами не могут считаться удовлетворительными, потому что на самом деле они находятся в состоянии соперничества, а не сотрудничества, на которое многие рассчитывали в самом начале православно-католического диалога».