Новые Известия | Сергей Соловьев | 31.05.2005 |
Идея «России!» родилась три года назад. «А не сделать ли нам выставку „Россия“ в Америке, а потом „Америку“ в России?» — мечтали чиновники. Дело осталось за малым — найти деньги. Они, как известно, проще «находятся» под какую-нибудь памятную дату. Пока готовили проект, дата всплыла сама собой — в начале сентября отмечается 60-летие ООН. Российская выставка становится даже очень «в кассу» — как на 60-летие Победы в Москву, в Нью-Йорк в сентябре съедутся сотни важных политических персон.
Впрочем, ни о какой Организации Объединенных Наций в этом чисто музейном проекте даже речи не идет (и вообще, в ООН вряд ли знают о его подготовке). По большому счету это еще одна из тех экспортных выставок, рассчитанных на зрителей, которым русское искусство известно не более чем творчество аборигенов Новой Зеландии. По стенам лестницы-спирали знаменитого здания Музея Гуггенхайма в хронологическом порядке будут развешены иконы от XII до XVI века, затем — портреты передвижников, за ними — «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Сирень» Михаила Врубеля и один из «Черных квадратов» Казимира Малевича. Эрмитаж даст несколько шедевров из своей экспозиции (от Рубенса до Моне и Пикассо), чтобы показать традиции «русского собирательства». Эти картины служат иллюстрациями в учебниках. Итак, концепция выставки — облегченный учебник русского искусства для западного читателя.
Естественно, что самая большая проблема возникла с «современным искусством». До сих пор состав художников, которые представят конец ХХ века, не определен. Понятно, что это будут не Шилов с Церетели (хотя американцам было бы небезынтересно увидеть того самого Церетели, что собирался возвести напротив Манхэттена памятник трагедии 11 сентября). Это будет проверенный состав, обкатанный почти на всех смотрах: Кабаков-Кулик-Новиков. Правда, если нам выделят галерейное пространство в районе Челси, то состав нового искусства сильно расширится.
Всем журналистам, которые собрались, чтобы выслушать доклад о выставке, глава Федерального агентства «Роскультура» настоятельно советовал поехать в сентябре в Нью-Йорк: в противном случае вам придется узнавать о проекте из западной прессы. Но если быть честным, российским критикам ради «России!» ехать за границу незачем. Это статусное мероприятие лишено всякой интриги и куда как банальней даже таких не слишком сенсационных проектов, как «Москва-Париж» или «Москва-Берлин». Российским культурным чиновникам можно дать следующий совет: раз и навсегда сделать одну выставку (типа «России!») и возить ее по всем странам и континентам. Тогда и не понадобится всякий раз входить в огромные расходы. В целом «Россия!» стоит 4 миллиона долларов, из которых государство выделяет 500 тысяч. Если бы мы смогли запустить «всемирный проект» по улучшению нашего «национального образа» с помощью икон и «Бурлаков на Волге», глядишь, лет через десять окупили бы все вложенные деньги и нас, может быть, и признали великой современной арт-державой.