Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова31.05.2005 

Папа Римский предлагает христианам воссоединение
Однако католики воспринимают единство как единоначалие Ватикана, на что не согласятся остальные Церкви

За несколько дней в Бари произошли три события — состоялся Национальный евхаристический конгресс, обезврежена мина и Бенедикт ХVI, впервые после своего избрания новым Папой Римским, совершил пастырскую поездку именно в этот город, где хранятся мощи святителя Николая. На фоне проповеди Понтифика во время торжественной мессы первые два события оказались почти незамеченными. Между тем, Бенедикт ХVI приехал в Бари не только по причине важности этого места для православных и католиков, но и для участия в закрытии Конгресса, на который съехались около двухсот тысяч человек со всей Италии. Католические кардиналы, епископы, богословы и лидеры светских движения обсуждали пути развития Католической Церкви, ее роль в современном обществе, проблемы взаимоотношений с другими религиями и со светским государством.

Отдельного упоминания стоит выступление главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. Он уверенно заявил о необходимости восстановить экуменический диалог между западными и восточными христианами, по сути сводящийся к поиску возможностей преодоления кризисной ситуации между Римом и Москвой. Кардинал Каспер еще раз озвучил лозунг, прозвучавший в прошлом году на экуменической Конференции в Штутгарте о том, что необходим «союз, чтобы вернуться к единым корням». Собственно, выступление Вальтера Каспера было основополагающим, на что опирались при создании итогового документа.

Но пока богословы занимались изучением возможностей разрешения межцерковных и церковно-государственных проблем, восемь тысяч полицейских, карабинеров и агентов спецслужб оказались задействованными в операции «Юпитер», поскольку команда карабинеров-водолазов обнаружила в порту Бари на трехметровой глубине подводную мину. Мина была обнаружена во время осмотра дна под местом, где уже установили алтарь для богослужения, возглавляемого Бенедиктом XVI. Неизвестно, доложили ли главе католиков о происшествии, но снаряд был обезврежен без каких-либо последствий. После этого происшествия на борту военного итальянского вертолета в Бари прибыл Папа Римский и проследовал к месту заседания Конгресса. Во время заключительной мессы Бенедикт XVI произнес проповедь, последняя часть которой привлекла значительное внимание паломников, поскольку глава Римско-католической Церкви заговорил о восстановлении единства христианских Церквей, провозгласил: «В Бари, где хранятся мощи святого Николая, в городе, одинаково почитаемом и католиками, и православными, я хочу подтвердить свое намерение и обязательство трудиться ради восстановления полного и ощутимого единства всех последователей учения Христова. Развивая эту мысль, Бенедикт XVI заметил, что одних слов недостаточно, и даже рядовые католики должны предпринимать «конкретные шаги» к сближению с православными: «Мы не можем общаться с Господом, если между нами самими нет общения. Я прошу всех вас вступить на путь духовного экуменизма и молитвы, которые откроют двери для Духа Святого. Только Он может создать единство». Говоря о необходимости единства всех христиан, в первую очередь Понтифик подчеркнул важность диалога с православием. Он назвал Бари «землей встреч и диалога», призвал всех христиан оставить в прошлом конфликты и «открыть свои сердца» взаимному пониманию и прощению.

Это выступление нового Папы вызвало положительную реакцию в Московском Патриархате. Как сообщил Стране.Ru секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Выжанов, то, что «примерно то же самое Папа говорил на Пасху, мы положительно воспринимаем и расцениваем тот факт, что он от слов хочет перейти к делу. Слов недостаточно, чтобы решать проблемы, чтобы состоялся полноценный диалог. Безусловно, подобные заявления определяют поле для сотрудничества, тем более, что наши позиции по многим вопросам совпадают. Так что мы можем взаимодействовать во многих международных организациях, например, в ООН».

Представитель Московского Патриархата также объяснил, почему по отношению к новому главе Римской Церкви в РПЦ настроены более благожелательно, чем к его предшественнику, Иоанну Павлу II. Он напомнил, что именно при предыдущем папе и «было и разрушены наши отношения, поскольку его политика в отношении Русской Православной Церкви была довольно жесткой», приведя в пример проуниатсккую политику на Украине. «Иоанн Павел II заявления делал одни, а реальные дела оказывались совершенно другими. Между тем, Бенедикт XVI готов что-то делать. Конечно, разногласия не будут легко преодолены, он римский понтифик, и мы не ждем от него ничего большего. Главное — какую он будет проводить реальную политику, надо говорить о том, что нас объединяет».

Со своей стороны, преподаватель кафедры религиоведения РАГС, научный консультант Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви Александр Кырлежев подтвердил, что по отдельным вопросам, таким, как обсуждение преамбулы Европейской конституции, Церкви действительно вполне плодотворно сотрудничали и могут продолжать взаимодействовать. Однако он напомнил, что именно новый Папа, будучи в 2000 году главой вероучительной конгрегации, готовил документ Dominus Iesus, в котором определена позиция Католической Церкви по отношению к остальным Церквам с необходимым приматом папы в конечном итоге. То есть, определены экклезиологические различия. Декларация вызвала тогда неоднозначную реакцию у остальных христианских деноминаций, поскольку в ней «мы имеем дело с тем, что можно назвать выраженным сотериологическим экклезиоцентизмом. Так что, с точки зрения благой воли, и как последователь Иоанна Павла II, никогда не отказывавшемся от этой цели, Бенедикт должен был проявить эту — декларацию открытости, готовность взаимодействовать в каких-то областях. После того, как кардинал Ратцингер стал папой, он должен был подчеркнуть, что мы все должны стремиться».

Однако Александр Кырлежев с большим сомнением относится к возможности увидеть в ближайшее время союз Русской-Православной и Римско-католической Церквей. «Даже Владимир Соловьев, питавший надежды на это, в главе «Антихрист» в «Трех разговорах» пришел к тому, что единство невозможно. Тем более, что единства Церкви не было со времен первых христиан. Всегда существовали ереси, расколы. Самый известный — монофизитский раскол, в который попали сразу несколько Восточных Церквей, в частности Армянская».

Насколько близок к реалиям современного христианского мира призыв Бенедикта XVI к сотрудничеству, пока можно только гадать. Пока же Католическая Церковь активно вовлечена в процесс подготовки к канонизации вызывавшего резкое неприятие в МП его предшественника Иоанна Павла II. С другой стороны невозможно не расценивать положительно тот факт, что во время интронизации Бенедикта XVI единственным, кого Папа Римский принял в своих апартаментах, стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Впрочем, и председатель ОВЦС и глава католиков понимают, что от этой отправной точки до возможности встречи Бенедикта XVI с Алексием II должно пройти весьма много времени, что сначала придется решать межхристианские проблемы.

http://www.strana.ru/stories/05/02/02/3591/249 543.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика