Известия | Борис Клин | 31.05.2005 |
Переговоры о возможном объединении церквей продолжаются уже много лет. Русская православная зарубежная церковь возникла более 80 лет назад, после прихода в России к власти большевиков. РПЦЗ считала РПЦ несвободной, и даже после краха советской власти высказывались сомнения в возможности церковного общения с иерархами РПЦ, воспитанными и назначенными в условиях коммунистической диктатуры.
Но, как отметил еще в декабре 2003 года, председатель комиссии по переговорам с Московским патриархатом архиепископ Берлинский и Германский Марк, основные противоречия разрешены: Русская православная церковь прославила новомучеников, пострадавших за веру Христову в XX веке, приняла социальную концепцию, которая предусматривает, что член церкви обязан сопротивляться государству, если оно принуждает его к отказу от веры Христовой.
На состоявшемся в конце мая заседании Архиерейский синод РПЦЗ пришел к выводу, что за последние 15 лет в России произошли огромные изменения: «В свете многочисленных положительных перемен в церковной жизни России перед нами остро стоит и вопрос взаимоотношений между зарубежной частью Русской православной церкви и церковью в России. Этот вопрос всегда был животрепещущим для Русской православной зарубежной церкви, но сегодня назрела необходимость его конечного осмысления и разрешения».
Секретарь Берлинской и Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов сказал «Известиям», что между РПЦЗ и РПЦ не осталось мировоззренческих, духовных разногласий, ключевым из которых было отношение к власти: «Тираны, тоталитарные режимы существуют попущением Божьим, но они не от Бога — такова позиция РПЦЗ, но принятая РПЦ социальная концепция сняла этот вопрос и то смешение понятий в трактовке слов «Нет власти, аще не от Бога». Сейчас в центре продолжающихся переговоров между РПЦ и РПЦЗ стоят вопросы права и статуса. По словам отца Николая, происходящий процесс следует называть сближением, единением, поскольку механического административного слияния в 2006 году скорее всего не произойдет. Он обратил внимание на то, как сформулирована повестка предстоящего Всезарубежного собора: «вопрос установления нормальных отношений между церквами в России и за рубежом». В установлении этих отношений церкви продвинулись, но иногда отдельные священники РПЦЗ и РПЦ воспринимают мирян друг друга как раскольников. А совместные службы епископов и вовсе невозможны сегодня. По словам отца Николая, для исправления этого положения требуется каноническое решение. «Мы, выросшие в условиях свободы и права, привыкли решать проблемы именно на основе права, это создает хорошую основу», — отметил отец Николай. На вопрос, какой именно статус устроил бы РПЦЗ, отец Николай ответил, что самоуправление было бы приемлемым вариантом. Он пояснил, что самоуправление подразумевает самостоятельный выбор предстоятеля.
По мнению экспертов, на Соборе ожидается острая дискуссия — среди прихожан достаточно людей, считающих, что после десятилетий советской власти нынешняя Россия не имеет ничего общего с дореволюционной. Особенно много таких среди тех, кто в годы Второй мировой войны воевал против Советского Союза.
Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил, что по итогам обсуждения на Всезарубежном соборе каноническое решение о восстановлении полного общения может принять Архиерейский собор РПЦЗ. В случае положительного решения, которое должно быть подтверждено соответствующим актом Священного синода РПЦ, РПЦЗ станет самоуправляющейся частью Поместной Русской православной церкви. По словам отца Николая, иерархи РПЦЗ и в прошлом неоднократно заявляли, что рассматривают свой церковный организм как неотъемлемую часть единой Русской церкви. Теперь это единство может быть реализовано и практически.