Русская линия
Псковское агентство информацииСвященник Георгий Сучков31.05.2005 

Каждому из нас Господь дает

С 29 мая начинается в Церкви пятая Неделя от Пасхи «о самаряныне». На Богослужении, в воскресение читается отрывок из Евангелия от Иоанна"о самаряныне". На этом евангельском событии строится и проповедь священника, а во время Литургии поются тропари и стихиры праздника. Каков смысл события, описанного евангелистом Иоанном, мы попросили рассказать настоятеля храма Вознесения (Новое Вознесение) Георгия Сучкова.

«Каждая неделя после Пасхи до Троицы расписана в церковном Богослужении. Первая Неделя после Пасхи — Светлая седмица, вторая -Антипасха, третья — Жен-мироносиц, четвертая по Пасхе называется «о расслабленном», сейчас пятая Неделя — о самаряныне, следующая, шестая Неделя — о слепом. Евангелие — это величайшее дарование Божие человечеству, и каждое евангельское слово имеет глубокий смысл, каждое слово Евангелия — не случайно. И нужно рассматривать Евангелие как книгу богодухновенную. Иначе говоря, в Евангелии, когда мы его читаем, мы общаемся с Богом непосредственно. И если человек получает какое-то откровение, читая Евангелие, то именно оно ему необходимо в данный момент, в данной ситуации, в данном контексте его жизни. Каждое евангельское слово можно расценивать как наше спасение. Для неверующего человека это в меньшей степени, а для верующих, читающих и перечитывающих Евангелие, являются новые откровения. Сегодня одно, завтра другое и так бесконечно, согласно нашему духовному росту. Каждому из нас Господь дает, а мы не берем. Господь — всегда дающий. Но жизнь человеческая все-таки не без Бога. И, Слава Богу, что Господь нас ведет и движет нами, нашими ближними, событиями. Что обычно дают детям? Первое — что они хотят, второе — что им полезно, третье — что они смогут оценить. Если что-нибудь из этого не присутствует, то получается, что все остальное бесполезно. Если мы им дадим то, что они хотят, но не смогут оценить, им это пользы не принесет. Так относится к нам и Господь. И надо сказать: благодарю Тебя, Господи. Вот такое отношение должно быть у нас к Господу. Церковь читает Евангелие в богослужении, и каждый православный должен это делать, желательно, ежедневно. В событии, рассказанномy в Евангелии от Иоанна о самаряныне, говорится о том, как Спаситель пришел в Самарию и, устав, сел у колодца Иаковлева. Самаряне чтили этот колодец и воду в нем. К колодцу за водой пришла самарянка, женщина, далеко не святой жизни, и Господь попросил у нее воды напиться, на что женщина ответила ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин.4,9). Много можно смыслов найти в этом событии. И у Святых отцов Церкви много мнений и трактовок интересных об этом евангельском эпизоде земной жизни Иисуса Христа. Здесь и то, что Он пришел проповедовать в другую страну, Самарию, не принимаемую иудеями, и то, что там Его приняли и стали почитать. И Сам Он пришел в Самарию без гордыни, со смирением. Он пришел туда с учениками, которые ушли в город Сихарь за пищей и не побрезговали, отвергнутой иудеями, землей. Суть же и в том, что эта женщина потрудилась для Бога, она поверила Господу, который сказал ей что Он дает воду живую, которую кто будет пить, «тот не будет жаждать во век"(4. 14). Еще пророки говорили о воде, являющейся благодатью Духа Святаго, о чем самаряне не знали, они не читали пророков. Но самарянка поверила Христу не только потому, что он знал ее жизнь и сказал ей, что у нее было пятеро мужей, и «тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (4.18), но и потому, что Господь открыл ей Себя, сказав что Он — Мессия. Ей же Господь сказал: «Вы не знаете, чему кланяетесь…но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть дух» 4.23−24). Самаряне молились на горе Гаризин. Эта беседа с самарянкой Господа — сложное, многосмысловое событие, и для каждого человека открывается по-разному.Например, если мы читаем, как Спаситель накормил пятью хлебами тысячи человек — это как чудо понимается нами, а то, что Он учил тысячи, сотни тысяч это как-то не всеми осознается. Есть такие слова чудесные в Евангелии, когда Господь призывает одного из учеников идти за Собой, а тот просит подождать, пока погребет своего отца. И тогда Господь говорит: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Как это понимать, что это значит? Это значит, что Господь признает существование среди людей мертвых и живых. Что такое мертвое? Это то, что разрушается, исчезает, истлевает, а что такое живое? То, что размножается, меняется, цветет, украшается и дает другому жизнь — это живое. И живой духовно человек поймет евангельские слова, смысл, который вложил в них Господь. Смысл же евангельского события, происшедшего у Иаковлева колодца: Господь пришел ко всем, даже к самарянам, отторгнутым иудеями. Смысл и в том, что Господь пришел спасать всех: иудей — не иудей. Но ради спасения надо постараться и что-то сделать для Бога, пойти Ему навстречу, поверить, осознать свой грех, как та самарянка, у которой было пять мужей, и получить воду живую, «воду жизни вечной».

Церковное предание сохранило имя женщины, разговаривавшей с Иисусом Христом у колодца Иаковлева — ее звали Фотиния, светоносная, по-русски — Светлана. В этом событии — беседе Иисуса Христа с самаряныной (самарянкой) есть еще один актуальный аспект. У самарянки, как пишет евангелист Иоанн, было пятеро мужей, и она жила с мужчиной, которым не был ей мужем. Мы называем это «гражданским браком», но гражданский брак, на самом деле, брак по закону, удостоверенный брачующимися сторонами и гражданским органом — ЗАГС. Состояние, в котором находилась Фотиния- самарянка называется блудом, т. е. человек находился в заблуждении и духовном, и нравственном, когда он не понимает, что делает.

Информационная служба Псковской епархии

http://informpskov.ru/church/20 993.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика