Церковный вестник | Лев Гицевич | 31.05.2005 |
Уважаемая редакция «Церковного вестника»!
Обращаемся к вам по поручению группы православных ветеранов Великой Отечественной войны и группы германских ветеранов Второй мировой войны из организации «Товарищество 15-го Казачьего кавалерийского корпуса» (Кельн).
В рамках подготовки к празднованию 60-летия окончания Второй мировой войны по инициативе Российской Федерации и других стран СНГ 19 ноября 2004 г. была принята судьбоносная для всего мира резолюция ООН «Об объявлении Организацией Объединенных Наций 8 и 9 мая днями памяти и примирения».
В связи с этим благодарим вас за публикацию статьи Кирилла Александрова «Другая война» (ЦВ N 5, 2005).
До последнего времени эта трагическая страница нашей отечественной истории полностью замалчивалась. А немногие публикации на эту тему были крайне тенденциозными и сводились к бездумному повторению идеологических штампов сталинско-брежневского богоборческого агитпропа. Ярлыки «пособников белобандитов и фашистов, врагов народа и советской власти» навешивались у нас в России и на тех немногих историков и публицистов, которые пытались объективно разобраться в подлинных истоках и причинах участия более чем миллиона советских граждан и десятков тысяч белоэмигрантов в войне на стороне Германии.
Тот, кто забывает уроки истории, обречен их повторить!
В годы Второй мировой войны чины Русской Освободительной армии под командованием генерала А.А. Власова, почти все белоэмигранты и антисоветски настроенные казаки и другие участники антисталинского движения находились под юрисдикцией и духовным окормлением Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой в те годы митрополитом Анастасием.
Именно поэтому в конце 70-х годов прошлого века в Соединенных Штатах Америки вышла уникальная книга — «Облик генерала А.А. Власова. Записки военного священника», автором который был известный православный священник и миссионер протоиерей Александр Киселев — участник антисталинского движения в годы Второй мировой войны. В связи с кончиной о. Александра в «Церковном вестнике» (N 19, октябрь 2001 г.) была помещена большая статья Андрея Золотова-Светозарова «Возвращение на Родину». И мы также благодарим Вас за эту публикацию.
В 1962 и в 1970 гг. в Нью-Йорке вышла книга генерал-майора (казачьего атамана) В.Г. Науменко под названием «Великое предательство». В этой книге опубликованы убийственные документы об организации англо-американскими «союзниками» после окончания Второй мировой войны насильственной «репатриации» (выдачи) десятков тысяч казаков и членов их семей (женщин, детей и стариков) на уничтожение в СССР.
В 1978 году издательством «ИМКА-ПРЕСС» была издана книга графа Н.Д. Толстого «Жертвы Ялты», также посвященная истории насильственной выдачи казаков.
Об этой величайшей трагедии православного казачества появились публикации в интернете на сайте «Седмица.ру» под названием «Время собирать камни… (к годовщине трагедии под Лиенцем)».
В «Церковном вестнике» (N 6, март 2004 г.) была опубликована статья «Русский выбор — взгляд из XXI века». В ней были напечатаны выступления православных священнослужителей на круглом столе, который состоялся в Издательском Совете. На этой встрече епископ Венский и Австрийский Иларион произнес важные слова: «Судьба России сложилась таким образом, что часть ее сынов сражалась на одной стороне, часть — на другой. Исторически одних можно судить, других оправдывать, но для нас, живущих много десятилетий спустя, эти грани стираются, во всяком случае, стираются они в памяти Церкви. Потому что для Церкви, для церковного человека все — и те, кто сражался на стороне красных, и те, кто сражался на стороне белых, и те, кто воевал за Советскую Россию во время Второй мировой войны, и те, кто воевал против нее, потому что надеялся тем самым освободить ее от ига безбожной коммунистической власти, — все эти люди были жертвами одной Великой трагедии. Конечно, Церковь молится обо всех этих людях, потому что в памяти Церкви нет врагов». И мы готовы подписаться под каждым его словом.
В уже упоминавшейся статье «Другая война» помещена фотография памятника участникам русского антисталинского движения в годы Второй мировой войны, установленного на кладбище православного женского монастыря в Ново-Дивеево в Спринг-Валлей (штат Нью-Йорк, США). Нам хотелось бы сделать важное уточнение — это не единственный памятник!
В начале 70-х годов русскими белоэмигрантами, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, в австрийском городе Лиенц было открыто символическое мемориальное казачье кладбище и установлена восьмиметровая стела в память атаманов Краснова, Шкуро, фон Паннвица и всех казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего стана, воевавших против Сталина и насильственно выданных англо-американцами на уничтожение в сталинский СССР.
Символическая мемориальная плита в память солдат Русской Освободительной армии была также установлена и освящена священниками РПЦЗ в городке Платлинг под Мюнхеном в Германии.
На православном Свято-Владимирском кладбище в городе Джаксон (штат Нью-Джерси, США) построена и освящена православная часовня в память казаков, выданных в Лиенце.
В Глендоре под Лос-Анжелесом на православном кладбище установлен пятиметровый крест в память казаков и всех участников антисталинского освободительного движения в годы Второй мировой войны, выданных после окончания войны в сталинский ГУЛАГ.
Православная часовня в память воинов Русского корпуса, воевавших на Балканах в 1941−45 гг., установлена на православном кладбище в Ново-Дивеево под Нью-Йорком (США).
В северной Италии (область Фриули, село Тимау) воздвигнут католический храм во имя Пресвятой Богородицы, посвященный памяти казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего стана.
В столице Чехии Праге на Ольшанском кладбище в 1993 г. установлен православный пятиметровый крест воинам Русской Освободительной армии (1-й дивизии РОА), освободившим Прагу от эсэсовской дивизии «Адольф Гитлер» 6−8 мая 1945 г. и спасших город от полного разрушения.
Десятки аналогичных памятников установлены по благословению священноначалия РПЦЗ в Канаде, Австралии и других странах.
Но для нас особенно важно, что в 1998 г. подобный памятник был установлен и в Москве. Инициатором его создания стал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов. В 1953 г. (после свержения Берии) Е.М. Левшов получил доступ к архивам НКВД-МГБ и много лет работал там с секретнейшими документами. В самом начале хрущевской «оттепели» Е.М. Левшов не побоялся написать диссертацию о красном терроре и «раскулачивании», гонениях против Православной Церкви, насильственной коллективизации и сталинских концлагерях, о причинах участия части казачества во Второй мировой войне на стороне Германии и послевоенной трагедии насильственной выдачи казаков.
В 1987 г. Е.М. Левашов предложил создать у храма Всех Святых на Соколе в Москве православный мемориал «Примирение народов» в память 100 миллионов воинов и мирных жителей России, Германии и других стран, погибших в двух мировых и гражданской войнах. По замыслу Левшова, одним из элементов этого мемориала должны были стать памятники «Вождям Белого движения» и «Казачьим белым атаманам». К сожалению, Е.М. Левшову не удалось дожить до практического осуществления его идеи.
В 1994−98 годах группе православных верующих — ветеранов Великой Отечественной войны по благословению тогдашнего председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви и настоятеля храма Всех Святых на Соколе архиепископа Бронницкого Тихона и при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны и русских белоэмигрантов удалось осуществить этот замысел. На территории бывшего Всехсвятского приходского кладбища у стен храма на Соколе были установлены мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах», памятники белым генералам и казачьим атаманам.
Ежегодно у этого мемориала священнослужителями храма Всех святых проводятся панихиды по насильственно убиенным белым воинам и казакам и всем жертвам мировых и гражданских войн. Служатся молебны о даровании Господом примирения народам России, Германии и всего мира, об избавлении их в XXI веке от новых войн, массового террора и репрессий.
Теперь это не единственное в России место. 20 сентября 2003 г. в селе Лезье-Сологубовка Кировского района Ленинградской области был освящен и открыт храм Успения Божией Матери, построенный как памятник Примирения народов России и Германии. Средства на создание храма-памятника Примирения собирала вся Германии, в том числе Народный союз по уходу за воинскими захоронениями.
21 мая 2004 г. в городе Магдебурге состоялась торжественная закладка храма Всех Святых в знак примирения между народами России и Германии. Храм будет находиться в ведении Берлинской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Участники русского антисталинского движения до самого своего трагического конца в застенках Лубянки остались верными и не изменили самому главному — христианской вере и Святому Православию.
По христианским законам они не нуждаются в реабилитации со стороны государственной власти России и бывших коммунистических функционеров для того, чтобы на святой церковной земле существовал православный памятник или храм, посвященный белым генералам, казачьим атаманам и всем казакам — жертвам насильственной послевоенной репатриации, возле которого верующие люди могли бы ежегодно проводить по ним панихиды и молиться за упокой и прощение их душ.
Воины РОА и казаки за свои ошибки и преступления (если они были) заплатили по самому большому счету — своей кровью и мученической кончиной. Теперь их души может судить только Господь, а мы должны молиться за них.
И последнее. 1 июня 2005 г. исполнится 60 лет со дня начала репатриаций в сталинский ГУЛАГ 150 тысяч казаков и членов их семей.
В этот день во многих православных храмах Русской Православной Церкви Заграницей пройдут панихиды в память жертв этой трагедии. Аналогичная панихида состоится и у храма Всех Святых на Соколе в Москве.