Фома | Роман Маханьков | 31.05.2005 |
С одной стороны, как человек крещеный, я верю, что если в Евангелии помещен этот список, значит так надо. Но у меня сложилось впечатление, что родословная Христа — это архаика, свидетельство той древней эпохи, когда генеалогия определяла всю жизнь человека — от рождения до смерти. Какой смысл перечислять всех предков Иисуса, ведь в дальнейшем евангельская история, насколько я понял, никак с ними не связана?
Для меня этот вопрос не праздный, потому что после „подъема“ на подобное генеалогическое дерево, энтузиазм к чтению Евангелия почему-то пропал. Объясните, пожалуйста, каков смысл присутствия в Евангелии этой родословной? Имеет ли она какое-нибудь значение для нас, людей, живущих в XXI веке, или сегодня ее можно спокойно пролистать, начав чтения с самого главного?»
Александр, студент, г. Санкт-Петербург.
Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына (в древнееврейском языке слово „бен“ (сын) может обозначать не только сына, но и внука, правнука и вообще любого потомка — прим. авт.) Давидова, Сына Авраамова». И далее следует список из сорока двух имен предков Иисуса Христа. Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причем, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа — Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии — Матери Иисуса Христа.
Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно ненужной. Вместо поражающих воображение чудес Христа и Его учения, читатель сразу же натыкается на этот огромный перечень имен. Однако Новый Завет совсем не случайно начинается с генеалогии Иисуса. Для христианства родословие Спасителя имеет принципиальное значение. Почему?
Вот уже 2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос. Многие люди, соглашаются с тем, что Иисус из Назарета — это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности. Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус — это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом еще Адаму? Почему христиане уверены в этом?
Для людей, которые признают авторитет и особое значение Библии, важным подтверждением уверенности христиан могли бы послужить ветхозаветные пророчества. Библия, написанная задолго до рождения Иисуса Назарянина, содержит пророчества, что человечество будет спасено через явление в мир Христа, или Мессии («Помазанника» — евр.). Среди них читатель обнаружит и «генеалогическое» доказательство, которое было призвано помочь людям узнать истинного Мессию. Бог, обращаясь сначала к Аврааму, а потом к израильскому царю Давиду, предсказал, что Мессия — Спаситель Мира будет именно их потомком. Веря в это, древние иудеи относились к продолжению своего рода чрезвычайно серьезно. Рождение ребенка израильтяне считали Божьим благословением. В каждой семье обязательно велись родословные. Генеалогические таблицы хранились и в семьях, и в Иерусалимском Храме. Любой израильтянин прекрасно знал, к какому из двенадцати иудейских колен (племен) принадлежит он и его предки. Поэтому приведенное родословие не вызывало сомнений в подлинности — иначе и быть не могло! — и было самоочевидным аргументом.
И когда для апостолов, тоже принадлежавших к израильскому народу, встал вопрос, следовать ли им за Иисусом, то, в первую очередь, они вдумывались и вспоминали знакомые им с детства библейские пророчества, вопрошая: правда ли, что человек по имени Иисус из крохотного города Назарет — это потомок царя Давида? Генеалогия Христа отвечает на этот вопрос положительно. Причем происхождение Мессии от Авраама и Давида было для апостолов всего лишь одним из огромного количества библейских пророчеств о Мессии. И все они с поразительным единодушием сходились именно на Иисусе. Для людей, принявших Евангелие, это означало, что перед ними Спаситель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незнатен, не заканчивал специальных религиозных школ, а по профессии был обычным плотником.
Для первого поколения христиан родословие Иисуса стало аргументом. И аргумент этот вовсе не перестает оставаться актуальным. Люди по-прежнему обращаются и к этому, и к другим библейским пророчествам, чтобы решить для себя: действительно ли на землю Израиля 2000 лет назад вступил именно Мессия, а не просто талантливый проповедник и моралист?
Но есть у евангельской родословной и другие важные цели. Во-первых, в разные эпохи истории христианства находились люди, отрицавшие единство Ветхого и Нового Заветов. Они утверждали, что, якобы, на самом деле Бог Ветхого Завета — злой, жестокий и мстительный демон. А евангельский Бог — это добрый Бог любви и всепрощения. Интересно, как относился к подобным теориям самый последовательный проповедник смены Ветхого Завета на Новый — апостол Павел. Без особой политкорректности он назвал все это «негодными бабьими баснями» (1Тим. 4:7). Самым лучшим ответом таким баснотворцам является евангельская генеалогия «доброго Бога». Она показывает, что Бог Ветхого и Нового Заветов — Один и Тот же.
И, во-вторых, прежде чем начать рассказ о рождении Спасителя, Евангелие оглядывается на прошедшие тысячелетия, на то, как Бог готовил человечество к этому событию. Рассказ о подготовке — это Ветхий Завет, а в Евангелии приводятся только имена. Однако в них заключена вся история ветхозаветных людей, которые поверили и пошли за Единым Богом, пошли наперекор всему тогдашнему языческому миру.
Родословие рассказывает о том, какой долгий и тяжелый путь должно было пройти человечество, прежде чем суметь встретить Христа. Этот путь был и остается непрост, верующего ждут и взлеты, и падения, минуты настоящей духовной радости и пугающей безысходности, встречи с подлинной святостью и явной подлостью. Главное идти. Окончание пути — это встреча со Христом.
И, наконец, последнее. Евангелие — трудная и бесконечно глубокая книга. Все христиане стараются читать ее хотя бы понемногу каждый день и всю жизнь и всегда могут найти и постоянно находят в ней нечто актуальное для себя. Поэтому не надо думать, что в Евангелии что-то не нужно или устарело. Просто кое-что в Евангелии трудно понять, а еще труднее ему следовать, потому что мы не всегда способны его воспринять… А несколько страниц можно перевернуть не читая, и иногда это даже нужно, но только для того, чтобы когда-нибудь обязательно вернуться к ним опять.
Роман МАХАНЬКОВ
Дополнения…
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ?
В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено — это одно из племен Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова — внука Авраама. У Иакова было двенадцать сыновей. Таким образом, Израиль насчитывал двенадцать колен. Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя — Израиль, данное ему Самим Богом (Быт. 32:28)) призвал их к себе, благословил и изрек пророчество о судьбе каждого колена. Когда очередь дошла до его сына Иуды, то Иаков произнес такие слова: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов…» (Быт. 49:8−12). Потомком Иуды был царь Давид, из рода которого, в свою очередь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф.ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ…
Генеалогические таблицы в Израиле состояли всегда из одних мужчин («А родил В, В родил С» и т. д). Дело в том, что в иудейской традиции женщина расценивалась только лишь как почва, взращивающая, вынашивающая мужское семя. Но при этом, как ни парадоксально, уважение к женщине у евреев было огромным, ведь каждая израильтянка рассматривалась, как потенциальная мать Мессии.ЗАЧЕМ ПИСАЛИ РОДОСЛОВНЫЕ?
Обычай составлять генеалогические таблицы существовал не только у израильтян, но практически у всех народов Древнего мира. Для особого внимания античного и средневекового человека к своей генеалогии были две причины. Условно назовем их религиозной и социальной. Религиозная: в язычестве был очень развит культ предков. Древний человек считал своей обязанностью знать предков, молился им и верил, что они помогают ему. Социальная причина: тогдашнее общество было сословным. Не интеллект, не деньги, а именно родословие определяло положение человека в обществе. Генеалогические таблицы были единственным доказательством принадлежности к тому или иному сословию. Тем более это касалось царей, императоров, то есть носителей верховной власти. Даже если на престол вступали люди «без рода и племени», они вынуждены были специально для себя сочинять генеалогию, ведущую начало от далекого предка законного носителя власти, иначе их политическое положение оставалось нестабильным.О ЦАРЕ ДАВИДЕ
Давид (Возлюбленный — евр.) — простой пастух, ставший величайшим царем израильского народа — родился около тысячи лет до Р.Х. в Вифлееме. Давид прославился многочисленными военными победами, и особенно своей знаменитой победой над Голиафом, когда он вышел против вооруженного до зубов филистимлянина с одной лишь пращей и именем израильского Бога на устах. Давид приступом овладел городом Иевусом и сделал его столицей израильского царства с именем Иерусалим (жилище мира — евр.). Давид правил сорок лет, при нем Израиль стал сильным и могущественным государством. Этот царь является автором множества молитвенных песнопений — псалмов, — составляющих основу современного христианского богослужения. Большинство псалмов были написаны Давидом по внушению Божиему. Там содержится много пророчеств о грядущем Мессии, о Его страданиях и славе, о том, что Спаситель будет потомком Давида.ПРОРОЧЕСТВО О СЕМЕНИ АВРААМА
Авраам (отец множества — евр.) — родоначальник нескольких семитских племен, из которых главными являются евреи (через сына по имени Исаак) и арабы (через Измаила). Авраам родился на рубеже III-II тысячелетий до Р. Х в городе Ур (ныне Орфа), на реке Ефрат. В возрасте 75 лет получил откровение от Бога и вместе с женой — Саррой — отправился в землю Ханаанскую (будущую Палестину). Здесь Авраам получил еще одно откровение, в котором Бог пообещал дать эту землю его потомкам (отсюда название — «земля Обетованная»). Господь много раз являлся Аврааму и обещал, что через его потомство благословятся все народы земли. Вот, например, одно из таких обещаний: «…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал гласа Моего» (Быт. 22:17−18). И иудейская, и христианская традиции расценивают эти слова как благословение всех народов земли через Христа, который должен родиться от Авраама. Только христиане считают, что Спаситель уже пришел — это был Иисус из Назарета. А иудеи до сих пор ждут своего Мессию.Опубликовано в 3 (26) 2005 номере журнала «Фома»
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=1&article=984