Вера-Эском | Игорь Иванов | 30.05.2005 |
29 мая в путь отправляется «Волжский крестный ход» от истока Волги до г. Калязина с иконой и святыми мощами прп. Нила Столобенского. В первых числах июня двинется по Вятской земле многотысячный Великорецкий крестный ход с образом святителя Николая…
Далекие от Церкви скептики считают крестные ходы одним из способов развлечения православных, этакими турпоходами с иконами, и их едва ли возможно переубедить.
Разумеется, причины, побуждающие отправиться в тот или иной крестный ход, у каждого человека свои. Кто-то идет по послушанию, кто-то исполняет данный Богу обет, кто-то берет с собой семью в воспитательно-педагогических целях. Но ни разу не приходилось мне встречать в многодневном крестном ходе таких, кто бы отправился в путь «от нечего делать» — развлечься или отдохнуть. Не та атмосфера в нестройных колоннах крестоходцев — трудовая, если так можно сказать. Крестный ход для человека даже с небольшим опытом православной жизни — образ подвижничества. Вознаграждением же за этот подвиг становится радость от ощущения единства, от солидарной молитвы, от общения со сродными по духу людьми. Это то, ради чего стоит претерпеть мозоли и усталость.
Мне представляется каждый такой крестный ход своеобразным передвижным храмом, со своей святыней, действом, дарами Святого Духа. Ведь те, кто отправляется в путь, собрались вместе во имя Христово. Стало быть, вместе они и есть церковь. Так или иначе, но главный смысл участия в крестном ходе — содействие спасению собственной души для Царства Божия.
Но в чем же значение самого крестного хода перед очами Божьими, и есть ли оно? Несомненно!
Пронося с молитвой святыню, крестный ход освящает местность. Мы молим, чтобы Святой Дух сошел на эту землю, освятил эти улицы, преобразил окружающую нас среду отблеском Небесной гармонии, уподобил леса и нивы, по которым движутся православные, райскому саду.
Так мы создаем среду, благоприятную нашему духовному возрастанию. И если провозглашенный несколько десятилетий назад в Европе лозунг «Назад, к природе!» означал отказ от всего наследия цивилизации, в том числе и от христианских корней, то мы, православные, напротив, стремимся как бы ввести природу в храм.
Мы идем по дороге, и традиционный русский пейзаж открывает нам себя через храмы — тут и там на возвышенных, самых красивых местах стоят храм, или часовня, или крест. Они стоят, точно свечи, словно перекликаясь между собой, во всякий час напоминая путнику о Боге.
На горе близ Анапы на днях был установлен 18-метровый (!) крест, который видно за несколько километров. Все чаще, проезжая по российским дорогам, вижу, как появляются в начале и в конце деревни кресты-обереги — так возрождается древняя русская традиция. Это вовсе не от желания украсить придорожный пейзаж, это от того, что душа православного человека хочет чувствовать себя защищенной под сенью Древа спасения, как искони называли крест.
Во многих регионах России православные выступили некоторое время назад против срамной рекламы на огромных билбордах вдоль автомагистралей. И это очень обнадеживающее движение. Ведь совсем не случайно очень скоро после появления какого-нибудь сомнительного рекламного щита рядом появляется еще более сомнительный — грязь притягивает большую грязь. В Москве минувшим Великим постом появились на придорожных щитах цитаты из Священного Писания — у кого-то это вызвало скепсис. Да, «низкий стиль». Но важно, что даже если рядом с таким щитом будет установлена какая-нибудь пошлая реклама, то она так и будет восприниматься — как пошлость, а не как нечто оригинальное. Будь такая возможность, я бы печатал цитаты из святых отцов и на спичечных коробках, — быть может, какой-нибудь курильщик задумается вдруг о вечных ценностях.
Но важна не только среда географическая. Мнения, законы, действия людей в вопросах, на первый взгляд, не принципиальных, создают общую моральную атмосферу, составляют духовную среду, которая, в свою очередь, воздействует на человека и общество.
Недавно Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес представил доклад по России. Среди прочего нам досталось за «развитие высокими темпами гомофобии». «Высказывания представителей Православной Церкви и других религий, — сказано в докладе, — акции со стороны казаков на Юге России и экстремистских групп представляют собой ярые нападки на гомосексуалистов».
Тут, в отличие от многих других случаев, нет двойных стандартов: эту линию Совет Европы успешно проводит на своей территории, и можно сказать, что преуспел. 21 апреля в Испании, еще недавно одной из наиболее христианских стран Западной Европы, усилиями социалистов был принят закон, согласно которому семьи гомосексуалистов уравняли в правах с нормальными семьями. Теперь они смогут еще и усыновлять детей. Категорически осудил это Папа Римский, но что толку? Не думаю, что испанцы порвали с католичеством. Но когда вера провозглашается все более «личным делом», тогда окружающий мир перестает освящаться светом Христовым, и его заполняют безбожная тьма и грех. К чему это ведет, мы с нашим большевистским прошлым знаем, может быть, лучше других народов.
Нашу родную Русскую землю Господь даровал нам для жизни во Христе, но ее захватили рекламные дельцы и олигархи, на нее покушаются как доморощенные, так и зарубежные «учителя жизни», ее поразили наши бесхозяйственность и безразличие. Именно поэтому с такой надеждой я смотрю, как год от года все больше людей соединяются в крестных ходах и идут, идут по России.