Русская линия
Русский домПротоиерей Александр Шаргунов30.05.2005 

Святой Воин
30 мая 1220 г. — 785 лет назад родился святой благоверный князь Александр НЕВСКИЙ

1725 г. — 280 лет назад учреждён орден святого Александра Невского

Почитать святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, значит не только обращаться к его молитвенной помощи, но приобщаться его подвигу всей своей жизнью. Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из её среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молимся мы среди сегодняшних потрясений — не менее ужасных, чем те, что пережило наше Отечество в самый трудный период своего существования — в XIII веке. Русская земля навсегда обязана благоверному князю Александру Невскому своим объединением и величием. Значение подвига этого святого для русской истории точно выразил извещённый свыше во время богослужения о его преставлении митрополит Кирилл: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». (В памяти невольно как эхо звучат слова, сказанные по поводу кончины другого Александра, тезоименитого святому князю: «Солнце русской поэзии закатилось».)

Это было время, когда с востока на Русскую землю двинулись бесчисленные татаро-монгольские полчища. А с северо-запада вплотную подступили к нашим границам — как сегодня, войска НАТО — немцы, шведы и литовцы. Ещё недавно каждый школьник знал эти даты: 1240 и 1242 год — сокрушительные победы русского воинства во главе с юным князем Александром над шведским полководцем Биргером, вторгшимся в Новгородскую землю, и над ливонскими рыцарями, уже занявшими Псков. Битва на берегах реки Невы, после которой святой князь стал именоваться Невским, и битва на льду Чудского озера — знаменитое Ледовое побоище. А попытки присланных папой миссионеров «просветить» католичеством Русскую землю столь же решительно были отвергнуты им.

Перед сражением со шведами святой благоверный князь молился в соборе святой Софии и, выйдя из храма, сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Бог благодатно дал ему узнать: сохранить в чистоте Православие и остаться верным ему — значит быть со всепобеждающим Богом. И потому угроза с Запада была опаснее, чем с Востока. Хотя нельзя недооценивать (тем более сегодня) угрозу и с этой стороны. Не случайно Запад воспользовался для своего прозелитизма ослаблением русских вследствие нашествия с Востока. Так будет и в 1917 году, когда папскому престолу покажется, что революция открывает широкое поле для его миссионерской деятельности. Так будет и после крушения Советского Союза, которое будет отмечено новой католической экспансией — особенно на Украине, в Казахстане и в Сибири. Страшно было татарское разорение Рязанского княжества, Москвы, Владимира и Киева. Но воистину соблазнители страшнее, чем разрушители. Политический компромисс был неизбежен, но не компромисс со злом. Потому что из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.

Не напрасно говорили о святом Александре новгородцы: «Наш князь без греха». Прежде чем быть представленным хану для утверждения на великое княжение, он должен был поклониться кусту и огню. Совсем недавно отказ повиноваться этому стоил святому князю Черниговскому Михаилу жизни. Многие, в том числе князья, известные своим патриотизмом и благочестием, умоляли князя Михаила уступить, обещая взять его грех на себя. Но святой князь отвечал им: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник». И точно так же теперь князь Александр решительно объявил татарам, что ему, христианину, не подобает поклоняться твари, а только Богу Единому. Батый велел привести его к себе и, глядя на его мужественное прекрасное лицо, сказал: «Правду мне говорили о нём. Нет князя ему равного». После этого татары уже не требовали ни от кого исполнять свои языческие обычаи и не вмешивались во внутренний уклад русской жизни. Только по-прежнему облагали народ тяжёлой данью.

Я помню, как в советские годы один батюшка говорил: «Кто у нас кланяется кусту и огню? Тот, кто отдаёт своих крещёных детей в комсомольцы и пионеры, — в организации, где исповедуется обязательный атеизм. Разве это не отречение, хотя бы и косвенное, от Бога?» И добавлял: «Если бы святые князья Александр и Михаил поступили, как все их благоразумные советники, татаро-монгольское иго продлилось бы на нашей земле ещё не одну сотню лет». Если бы не подвиг наших новых мучеников и исповедников, то безбожное коммунистическое пленение нашего народа длилось бы до сих пор. И если сегодня мы будем снисходительно смотреть, как наши дети совмещают хождение в храм с поклонением идолам маммоны и растления, Господь никогда не избавит нас от «ига, ужаснейшего паче всякого иного».

Сохраняя чистоту Православия, русский народ копил в себе духовные силы, пока не обрёл крепость сбросить с себя татарский гнёт. И затем, неся свет Христов, русские люди под Покровом Божией Матери двинулись в места, населённые татарами — до Казани и далее — на восток. Освобождение Москвы и России в великую смуту XVII века от западного польско-литовского нашествия неразрывно связано с той же тайной. Мы помним явление томившемуся в плену епископу Арсению преподобного Сергия накануне решающего сражения: «Услышаны наши и ваши молитвы. Предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменён на милость». Несомненно, «нашими молитвами» преподобный Сергий Радонежский называл прежде всего молитвы всех русских святых.

Сражение со шведами в 1240 году было 15 июля, в день памятной кончины крестителя Руси — великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа.

Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский.

Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на Поместном Соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси.

Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почётнейших наград стал орден в его честь, учреждённый ещё в 1725 году согласно с волей Петра Великого.) И в сегодняшней нашей войне всё бесчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Елисей перед лицом всё сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

После страшного поражения от татар на берегах реки Калки, как пишет летописец, «на двести лет стала печальной Русская земля». Сегодня никто не даст нам двести лет для собирания наших сил, потому что сроки сократились. И это значит, что от нас требуется ещё большее мужество и мудрость. Святая решимость и святое терпение. Дом, в котором мы живём, зажжён с четырёх углов. И как некогда во время пожара (в 1491 году) было видение святого благоверного великого князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху, так и ныне веруем, он совершает своё восхождение, собирая на последнюю битву за Отечество наше всех святых на небе. Но эта битва совершится на земле, и участниками её должны быть мы.

http://www.russdom.ru/2005/20 0505i/20 050 515.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru