RBC daily | Алексей Виноградов | 27.05.2005 |
По словам г-на Кудрина, российское правительство может гордиться тем, что «удалось сдвинуть с мертвой точки необслуживаемый долг» Дамаска, и теперь есть возможность получать в год хотя бы по 150 млн «живых» долларов, которые пойдут на внутренние нужды России.
В 2003 г. на «тройственном саммите» в Петербурге Владимир Путин также не без гордости говорил о том, что Россия занимает первое место (относительно ВВП) по «прощению» долгов бедным странам, и обещал подумать над тем, не простить ли и большую часть иракского долга. Затем, уже на сессии Экономического и Социального совета ООН, заместитель главы МИД РФ Юрий Федотов сказал, что Россия выполняет все условия своего членства в Парижском клубе кредиторов и максимально поддерживает «проблемные» страны. В ближайшие годы, мол, общая сумма долга этих стран перед РФ сократится с 26 млрд до 600 млн долл.
Собственно, уже сокращается: одной Эфиопии было прощено свыше 4 млрд долл. еще советского долга, Замбии — почти 600 млн долл. (80% ее советской задолженности), из ангольских 5 млрд у.е. России досталась, дай Бог, десятая часть, да и то неясно, живыми ли деньгами или бартером. Лаосу списано 70% его долга, а выплату остальных 30% (378 млн долл.) предложено растянуть на целых 33 года. Подобное счастье ждет Ирак, но с ним конкретная схема еще не определена, а вот с Сирией уже, оказывается, все готово.
Конечно, в образовании проблемы колоссальной внешней «дебиторки» российское правительство само по себе не виновато. Виноваты правители СССР, которые в силу идеолого-геополитических расчетов (или просчетов) пичкали кредитами и разнообразной помощью все страны подряд, независимо от их платежеспособности, лишь бы они находились в оппозиции американскому империализму. О перспективах отдачи этих долгов не особо думали, видимо, считая, что все равно победит мировой коммунизм, при котором ни долги, ни деньги вообще будут неактуальны.
После развала СССР пришлось, однако, подумать. И тут оказалось: что взять с Эфиопии, где нет промышленности, очень мало полезных ископаемых, а с урожаями сельскохозяйственных культур постоянно возникают проблемы. А в Анголе много чего есть, но там не прекращается гражданская война. И так далее. Соответственно, зазвучали голоса: Россия, которая приняла на себя обязательства СССР, должна или полностью простить «безнадежных» должников, или оставить за ними символическую сумму, которая к тому же выплачивалась бы товарами. Свои соображения были у посредников, мечтавших неплохо заработать на «откатах» от такой реструктуризации. Но были также и мысли «высокого государственного полета»: Россия теперь, как-никак, член «Большой восьмерки» и должна проявлять снисходительность к бедным должникам. Все развитые страны списывают безнадежным должникам огромные суммы, учитывая и их бедность, и голод, и, наконец, эпидемию СПИДа, на борьбу с которой нужны миллиарды долларов.
Все это, конечно, так, но почему-то правительство РФ не принимает во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, западные державы могут позволить себе «широкий жест» в отношении стран, которые чаще всего являются их бывшими колониями и в отношении которых существует определенный «комплекс колониальной вины». (Советский Союз в какой-нибудь Африке вел себя по-разному, но все-таки не выкачивал оттуда сырье и рабов в придачу). Во-вторых, «широкий жест» Запада на самом деле не такой уж и широкий — так как прощают долгов они, как справедливо заметил г-н Путин, исходя из объемов ВВП, меньше, нежели Россия. В-третьих, если остальные страны G-8 что-то кому-то и прощают, то они наверняка просчитали возможность заполучить выгоду каким-то другим образом.
Какая может быть выгода от подобного «утрясания» сирийского долга (если это не выгода отдельных компаний) — еще вопрос. Что в Россию еще более широким потоком польются сирийские сельхозпродукты и текстиль, так это скорее минус, чем плюс. Российские фермеры и так стонут от наплыва дешевого импорта, а легкая промышленность и вовсе разоряется под напором азиатских конкурентов. Есть и другое обстоятельство. Западные страны, получив от развала СССР и уничтожения сферы советского влияния громадную геополитическую и заодно экономическую выгоду в соответствии с соглашениями 1997−2001 гг., милостиво простили Москве суммарно 30 с небольшим процентов советской задолженности Лондонскому клубу. И почему России, не получившей в итоге от потрясений 90-х никаких выгод, надо прощать Сирии (как и другим должникам) сразу почти три четверти общей суммы, совсем непонятно.
Конечно, сейчас Сирия небогата (хотя и не совсем нищая: 3400 долл. ВВП на душу населения), у нее много долгов и мало возможностей что-то выплачивать. Но все относительно: госдолг, составляющий 32% от ВВП, не мал, но ведь у Греции это соотношение — 112%, и хоть со скрежетом, но как-то Эллада выходит из положения. Сирия — отчасти благодаря своим природным запасам, климату и т. д. — могла бы стать платежеспособной лет через 20−30, как и другие, уже частично прощенные советские должники. Если бы российское правительство, списав (хотя бы в раскаяние за советское головотяпство) с Дамаска (Аддис-Абебы и др.) те же 30%, отложило бы выплату остальных процентов на лучшие времена, оно бы, по крайней мере, соблюло справедливость и позаботилось о будущих поколениях граждан. Своих, а не сирийских (эфиопских и т. п.).
Сухая демографическая статистика показывает, что население России уменьшается в среднем на 0,6−0,7% в год. В то же время население стран-должников стремительно увеличивается: народу Сирии прибавляется за счет высокой рождаемости и низкой смертности на 2,34% в год, а Эфиопии, несмотря на периодически наступающий голод, перманентную угрозу СПИДа и других болезней, — так и на 2,36% в год. Сейчас в Эфиопии 73 млн человек, а в России — 143 млн, и, по большинству прогнозов, через четверть века показатели народонаселения сравняются. Причем если средний возраст граждан РФ будет ближе к пенсионному, то средний эфиоп, а заодно сириец, анголец и т. д.) будет молод и полон сил. А стало быть, у соответствующих стран было бы больше возможности платить по счетам (возможно, облегчив проблемы российского Пенсионного фонда). Было бы, поскольку многим долги уже простили.
При этом, как показывает жизнь, вариант «списать по максимуму» оборачивается только конфузами. К примеру, сколько распиналось правительство Эфиопии о проблемах голода, СПИДа, долгов и т. д. А наполучав помощи и расписок в том, что долги ему прощены, устами своего премьера Мелеса Зенауи заявляет (не далее как месяц назад): в течение трех лет каждый эфиоп получит возможность доступа в Интернет. Оказывается, нет у нищей африканской страны более насущной проблемы, чем повальная интернетизация, и намерена она решить ее раньше, чем Россия — Россия, великодушно прощавшая абиссинцам миллиарды долларов не во имя глобальной паутины, а во имя борьбы с голодом, разумеется.
Это, конечно, особый случай, но он только подтверждает общее правило. В свое время СССР называли дойной коровой, которая кормила и братские «соцстраны», и так называемый «третий мир». Время прошло, но, к сожалению, Россия осталась в прежнем образе Советского Союза. По крайней мере, непохоже, что правительство что-то делает для изменения ситуации. Сотни миллионов жителей прежнего третьего мира, возможно, испытывают и будут испытывать к Москве некую благодарность. Но тем немногим россиянам, которые (если судить по нынешним демографическим тенденциям) уцелеют на просторах РФ к середине столетия, от этого вряд ли будет легче.
Отдел экономики
http://www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml?2005/05/27/202 338