Православие.Ru | Василий Яцкин | 27.05.2005 |
— Как отметил владыка Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, «фильм вызывает отклик у самой широкой аудитории и заставляет задуматься о духовном смысле нашей жизни». Создатели заранее рассчитывали на этот эффект?
— Схиигумен Илий из Оптиной Пустыни, благословляя нас на съемки, указал именно на то, чтобы создавая «Под Солнцем», мы искали путь к людям, живущим вне Церкви. К сожалению, сегодня православные фильмы, в основном, создаются в утешение самим православным. Их часто невозможно показать далёкому от церкви народу, тем более молодёжи.
— Соглашусь с Вами. В православных документальных фильмах, которые сегодня продаются в церковных лавках и на православных ярмарках часто мы видим медлительный рассказ, отсутствие драматургии, поток непонятных церковнославянских слов…
— Не понятны не только и не столько церковнославянские слова. Даже слово «любовь» неверующие люди трактуют иначе. Выступая после показа фильма перед молодёжью, я иногда спрашиваю, знают ли зрители, чем Любовь отличается от влюблённости. Как правило, на ответ рассчитывать не приходится.
— Теперь Вы имеете опыт общения с самой разнообразной аудиторией. Какие подходы удалось найти к людям, далёким от веры?
— Во-первых, нужно ясно понимать, что Бог приводит людей к Себе и даёт веру, а не художник и не проповедник. И второе — предельная искренность в общении. Положим, рассказываешь о жизни человека, который без веры погибал, а обретя веру — ожил, о том, как сам без веры чуть не погиб. Сразу это могут не понять и не принять. Однако мысль заронится. И когда-нибудь всплывёт. Главное — заронить. Иногда после показа «Под Солнцем» диалог со зрителями затягивается на 2−3 часа. Задают самые разные вопросы. О музыке, о воспитании детей, об истории, о загробной жизни.
В центре фильма должна быть живая человеческая история. Мое первое выступление на одном из кабельных телеканалов, которое сопровождалось показом фрагментов сериала, как мне позже сообщили, имело необычайно высокий рейтинг. Выяснилось, что рассказ о «маленьком Моцарте» привлек к экранам старшее поколение, а сюжетная линия, касающаяся рок-идола Курта Кобейна — молодёжь. А ведь мы к этому и стремились — привлечь к проблеме оба поколения — и «отцов», и «детей». Но, изыскивая «подходы», мы всегда помнили, что успех в подобных делах достигается только с помощью Божьей. Само создание фильма я воспринимаю не иначе как цепь чудес: вспоминаю, как я поехал в Америку без достаточных средства для съёмок; как удалось побеседовать с родственниками Кобейна, не общающимися ни с кем из прессы; как удалось проникнуть в Голливуд к его супруге кинозвезде…
— Так о чём же повествует нам первый фильм сериала, который имеет такое интригующее название «Благословение или проклятие»?
— Если кратко, это фильм о войне добра и зла за души людей. О том вызове, который стоит перед «всяким человеком, грядущим в мир». Мы ставим вопрос: почему человеческий талант в иных случаях становится благословением, а в иных — оборачивается проклятием? Кроме того, мы стремимся показать, как важно уберечь детей от негативного влияния улицы, от наркотиков, хотим побудить людей к критическому осмыслению феноменов агрессивной молодёжной субкультуры.
— Знаю, что Вы не любите этот вопрос, но все-таки: почему в качестве одного из героев фильма был выбран Курт Кобейн? Необычный герой для разговора о вере, неправда ли?
— Думаю, самый подходящий. Курт — яркий пример жертвы той идеологии, которая порождает популярные в современном мире «цели» и «смыслы» жизни. Сын автослесаря и домохозяйки из глубокой американской провинции, он «взял от жизни всё» — мировую славу, богатство, красавицу-жену, чудную дочку — и в возрасте двадцати семи лет в состоянии глубокой депрессии покончил с собой! Это ли не вопиющий пример «духовного банкротства»? Это ли не свидетельство того, что творческие душевные силы человека оказались инвестированными в миражи?
— Известно, что Россия занимает сегодня первое место по числу самоубийств среди молодёжи. Психологи считают, это происходит оттого, что молодые особенно остро чувствуют бессмысленность жизни в мире, где главное — деньги.
— Неудивительно. Веками русский народ жил с убеждением, что высший смысл жизни — это Любовь, долг, добровольная жертва. А теперь телешоу «Последний герой» или «Слабое звено» внушают нам, что нужно всех уничтожить и тем проявить себя. Но человек, особенно молодой, ещё не привыкший к компромиссам с совестью, остро чувствует фальшивость этих «ценностей».
Мы не предполагали, что наш сериал заденет эту страшную проблему — самоубийства среди нашей молодёжи. Однако после просмотра фильма в разных городах ко мне стали подходить некоторые юноши и девушки и признаваться, что их посещает желание покончить с собой. Тогда я специально в обсуждении фильма начал делать акцент на этой теме. Монах в фильме говорит героине Полине Осетинской о том, что «самоубийство — это самый страшный грех перед Богом и что эти мысли внушают бесы».
— В фильме есть и демонический персонаж — некий Черный Человек.
— Через этот персонаж удается объяснить, что подобные ему незримые твари и внушают людям греховные мысли. Главное, что власть они получают только над теми, кто теряет связь с Богом. Однажды в классе меня внимательно слушал паренёк. Он был весь бледный и тихий. Потом учительница подошла ко мне и сказала: «Он вообще-то у нас хулиган. А тут сидел не шелохнувшись. Это потому, что тема суицида его напрямую касается — у него уже две попытки были… Спасибо за ваш фильм. Теперь он, даст Бог, иначе взглянет на происходящее с ним».
— Но молодёжи и открыться взрослым сейчас тяжело. Попытаешься что-то объяснить им, а в ответ можно услышать: «Не надо меня лечить»! С вами такого не случалось?
— Сегодня конфликт отцов и детей разжигается целенаправленно, чтобы уничтожить преемственность, воспитать идеальных потребителей, которыми будет легко управлять. Но, как бы шоу-бизнес и молодежные субкультуры ни подогревали неприязнь к родителям, как бы ни культивировали цинизм по отношению к святым вещам, боль в душе молодых не затихает. На встречах со старшеклассниками я вижу, как им хочется поговорить серьёзно о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге. Но часто бывает не с кем. И в этом виноваты мы, православные. Когда Христос увещевает: «накормите голодного», «напоите жаждущего», «посетите сидящего в темнице» — думаю, Он говорит не только о материальном. Сегодня многие наши ближние сидят в «темнице благ» современной цивилизации, куда не проникает свет Истины, голодные от нехватки духовной пищи — Слова Божьего, жаждущие, целебной влаги — веры. А мы, православные, замыкаемся в жизни своего прихода, своей семьи, не несём Благой Вести нашим соотечественникам. Среди них 90% официально называют себя православными, но кроме Крещения ни в одном из таинств Церкви так, порой, и не участвовали.
— Церковь сейчас обвиняют в отсутствии активности, а ведь далеко не в каждое учреждение сегодня пускают с проповедью.
— В том-то и дело. Потому мы и снимали «Под Солнцем» как светский фильм без прямой проповеди Православия, без появления на экране батюшки, чтобы можно было проникнуть туда, где священника с проповедью могут и не пустить. Только дети в конце нашего фильма напрямую говорят о Христе.
— Но в фильме есть некоторая недоговоренность. Может быть, старшеклассникам в нём не всё всегда ясно и понятно?
Во-первых, это только первая серия, а значит, это всего лишь пролог к серьёзному разговору. Кроме того, секрет действенной проповеди как раз и состоит в умении воздерживаться от окончательных объяснений. Нужно сосредоточиться на том, чтобы только спровоцировать некий процесс духовного поиска. Если без труда, без интеллектуального и творческого усилия всё будет понятно, вот тогда-то и будет сказано упомянутое Вами «не нужно меня лечить!». Помню, как в Боровске ко мне подошла девушка и поблагодарила за то, что фильм не «давит», не навязывает, а показывает, куда ведет один путь, а куда другой. Не стоит и подстраиваться под тот или иной стиль «молодёжной» манеры общения, в котором сокровенное профанируется. Излишняя упрощённость и доступность отбивает вкус к сложности, отучает людей думать. Единственное, на чем мы настаиваем, это то, чтобы наш фильм был показан в хорошем качестве, желательно на экране.
— Молодёжь ощутила вкус к качеству звука и изображения после «Титаника» и «Матрицы»?
— Кино — это искусство. И его воздействие зависит от качества. Звукоряд фильма построен на контрасте той музыки, которую исполнял Кобейн, и музыки Баха. Поместив рядом музыку бунтаря-панка и гения-христианина, мы сами не ожидали, насколько сильный эффект это произведет. Не стоит недооценивать проповедь через произведения искусства, в частности, через кино.
— А каких героев мы встретим в остальных ваших фильмах? О чём будут дальнейшие серии «Под Солнцем»?
— Во второй серии мы поговорим о нашей связи с предками, с Родиной и о проблеме глобализации. Герои этой серии — руководители и участники фольклорных ансамблей «Веретёнце», «Сирин», «Измайловская слобода», которые уже четверть века собирают по деревням старинные песни, духовные стихи и сказания. Тема третьей серии — шоу-бизнес и классическая музыка, которую представляют великие музыканты: дирижер Евгений Колобов, виолончелист — Александр Князев и канадский пианист Глен Гульд. В четвертой серии мы расскажем об интересном и неожиданном открытии, которое было сделано в ходе съемок. Дабы сохранить интригу, скажу пока только то, что оно связано с величайшим русским святым, преставившимся в Америке, которого называли «Серафимом Саровским XX века».
— Скажите, как связаться с Вами тем, кому хотелось бы увидеть «Под Солнцем» или устроить показ фильма с последующим обсуждением?
— Можно позвонить в нашу студию «Киноконтакт» (095) 147−64−15, 147−45−27. Или послать сообщение по электронной почте на адрес kinocontact@mail.ru
С В. Яцкиным беседовал Алексей Морозов
http://www.pravoslavie.ru/guest/50 526 134 726