Русская линия
Независимая газета Семен Козлов26.05.2005 

Победители времени
Ассирийцы — народ из истории древнего мира

Что приходит в голову, когда услышишь или прочитаешь слова «Ассирия», «ассирийцы»? Кому-то — виденные когда-то в музее или в школьном учебнике могучие крылатые быки и глиняные таблички, на которых причудливыми клиньями написано что-то загадочное; кто-то, возможно, вспомнит «самого носатого, самого коричневого ассирийца» из «12 стульев», который чистил сапоги на углу Тверской и Камергерского переулка в Москве. А если вспомнится и то, и другое, то неизбежно возникает мысль: «И это — все? Глиняные таблички и этот чистильщик обуви — и подобные ему парии городов в разных странах — это все, что осталось от могучей державы, от грозного и талантливого народа, определявшего когда-то ход исторических часов?» В общем-то — все это так. Река времен — всесильно ее могучее, все подмывающее, все сметающее, все уносящее течение. Но что-то все же остается на ее берегах.

Царство Шумера и Аккада

В V тыс. до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат (Месопотамия, греч., Междуречье), в южной части этого региона появились шумеры (племена неизвестного происхождения) и принялись осваивать эти плодородные земли. В IV тыс. они создали здесь первые города-государства. Впечатляют своей монументальностью и размерами дворцы и храмы, фортификационные сооружения, которые возводили шумеры. Но, может быть, самым значительным достижением сформировавшейся здесь высокой цивилизации, одной из древнейших в мире, была изобретенная шумерами письменность, которую принято называть клинописью. Шумерский период истории Месопотамии завершился в конце III — начале II тыс. до н. э.

Соседями шумеров на севере были семитские племена — вавилоняне и ассирийцы, или аккадцы (по названию их главного города — Аккада). В XXIV веке до н.э. правитель Аккада Саргон I объединил под своей властью почти всю Месопотамию, создав «царство Шумера и Аккада». Во II тыс. до н.э. страна стала называться Вавилонией (начало II тыс. — 539 год до н.э.; ее главным городом был г. Вавилон, к юго-западу от современного Багдада).

Постепенно, в течение многих веков шел процесс взаимовлияния, интеграции шумеров и аккадцев, синтез культур этих народов, шумерский язык был постепенно вытеснен аккадским (вавилоно-ассирийским). На рубеже III и II тысячелетий произошло разделение аккадского языка на два диалекта — ассирийский (на севере) и вавилонский (на юге).

Название «Ассирия» (оно пришло к нам от греков) — от имени Ашшура (Ассура), главного бога города Ашшура (названного в его честь), центрального божества ассирийского пантеона. Город этот на реке Тигр возник не позднее середины III тыс. до н.э.

Ассирийское царство (XIX век — 605 год до н.э.) образовалось в процессе заселения семитскими племенами земель в северной Месопотамии и прилегающих районах. С конца XII века до н.э. большое влияние и на государство, и на ассирийцев как народ стали оказывать семиты — арамейцы, пришедшие из сирийской степи. Во время борьбы с ними столицу из Ашшура перенесли в Ниневию. Ассирийцы усвоили язык и алфавит пришельцев; в то же время древняя культура ассирийцев воздействовала на арамейцев. Происходила взаимная ассимиляция, объединение ассирийцев и арамейцев в один народ, называвший себя ассирийцами; язык его был «смесью» ассиро-вавилонского и арамейского.

От Ирана до Урарту

Период наивысшего могущества Ассирийского царства — вторая половина VIII — первая половина VII веков до н.э. Ассирийская армия, великолепно вооруженная и организованная, обеспечивала распространение власти своих царей на огромную территорию — от Ирана на востоке до Средиземноморья на западе, от Урарту и южной Анатолии (Малой Азии) на севере до Египта на юге. В стране развивались науки и ремесла, строительное дело, военная техника. Тиглатпалассар III (745−727 до н. э.) после многочисленных победных походов и завоеваний принял в 729 году до н.э. титул «царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада».

Однако бесконечные войны в конце концов истощили страну. В 626−605 гг. Ассирия пала под ударами коалиции Мидии и Вавилонии и перестала существовать как самостоятельное государство. Ассирийцы частично были уничтожены победителями, частично — уведены в плен и «растворились» среди иноземцев. Однако весь ассирийский народ не был истреблен. Многие нашли спасение и убежище в горной Ассирии; другие уцелели в своих городах и селениях. Конечно, за последующие века они вобрали в себя многие этнические элементы: персов, арабов, тюрок, курдов, армян и др.; впитали в свою культуру многое из культуры соседних народов. Но почти полторы тысячи лет этнокультурного развития в качестве державного народа сформировали такой запас внутренней, глубинной прочности, такой уровень его самосознания, как особой общности, которые обусловили дальнейшее сохранение ассирийцев как народа.

Между ассирийцами древности, ассирийцами («сирийцами») Средневековья и современными ассирийцами существует историческая, культурная, языковая преемственность. Под владычеством Мидии, Вавилонии, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, монголов, Османской империи ассирийцы из поколения в поколение передавали память о своем историческом прошлом, хранили обычаи, легенды, сказания, накопленные за минувшие тысячелетия знания. Будучи в рамках различных государств угнетаемым, а нередко и жестоко преследуемым меньшинством, они, как могли, стремились выжить не только физически, как некая группа людей, но и как народ.

История в глиняных табличках

Сами себя они называют: ассирийцы, атурая, сурая, халдеи. В России их нередко называли айсорами (этноним, пришедший от армян). Есть еще такие наименования: сиро-халдеи, сирийцы.

Современный ассирийский язык (другие его названия — сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе — два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность — на основе сирийского письма.

Ассиро-вавилонский язык — один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н.э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н.э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.

На ассирийском языке издаются книги, журналы и газеты в странах, где ныне живут ассирийцы: «Ассириец» (Англия), «Ассирия» (Аргентина), «Ассирийская звезда», «Ассирийский страж», «Вавилон», «Ниневия» (США) и другие.

«Дисперсный» народ

В XVIII—XIX вв.еках преобладающая часть ассирийцев проживала в Османской империи и Иране. По различным подсчетам, к началу XX века их общая численность составляла около 1 млн. человек, из которых приблизительно 0,8 млн. жили в Османской Турции. В наше время они живут в Ираке, Сирии, Иране, Турции, в ОАЭ, в США, в Латинской Америке, в Австралии, в разных странах Европы, в России, в Закавказье. Это дисперсно расселенный народ, знающий свою историческую родину, но не имеющий своей государственности. Общая их численность в конце XX века составляла, по разным подсчетам, от 0,3−0,5 млн. до 2,5 млн. человек.

На территории России ассирийцы впервые стали селиться после русско-персидской войны 1826−1828 годов, во время которой они оказывали помощь русской армии (еще раньше, в конце XVIII — начале XIX века, отдельные группы их поселились в Грузии и Армении). Затем новые группы переселились в Россию из Турецкого Курдистана после русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Но, в общем, всех ассирийцев в России перед Первой мировой войной числилось немногим более 5 тысяч человек. Во время Первой мировой войны ассирийцы Турции выступили на стороне России, подняв антиосманское восстание. Оно было жестоко подавлено турецкими войсками. Почти полмиллиона ассирийцев были убиты; около 50 тыс. человек ушли в Россию, десятки тысяч погибли в пути. В России они расселились в разных регионах, в основном в крупных городах. По данным последней (в 1989 году) советской переписи населения, в России проживало 9,6 тыс. ассирийцев, в Грузии — 6,2 тыс., в Армении — 6 тыс., на Украине — 2,8 тыс., в Азербайджане — 0,6 тыс. Общероссийская перепись 2002 года зафиксировала в России 13,6 тыс. ассирийцев.

В советское время не обошли ассирийцев репрессии тоталитарного режима — и в довоенные десятилетия, и в 1950-е годы, когда ассирийцев Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа выселили в Сибирь и Казахстан. Уничтожалась ассирийская культура — книги и люди.

В годы Великой Отечественной войны многие ассирийцы сражались на фронтах. Л.Ш. Давыдов и С.А. Сархошев стали Героями Советского Союза; трое — генералами. После войны в СССР появилась заметная группа ассирийской интеллигенции (научные работники, вузовские и школьные преподаватели, инженеры, врачи). Особо хочу отметить страстного энтузиаста изучения истории своего народа доктора философских наук К.П. Матвеева (Бар-Маттая). По его инициативе в 1988 году была создана ассоциация ассирийцев в СССР, президентом которой стала известная целительница, поэтесса и художник Джуна Давиташвили — да, да, та самая таинственная Джуна.

В США ассирийцы появились в середине XIX века; город Турлок в Калифорнии — почти целиком ассирийский по населению. Их много среди рабочих «Дженерал моторс», «Дженерал электрик» и других гигантов американской индустрии. Но есть немало врачей, инженеров, научных работников, журналистов, писателей, актеров. Все они, как правило, входят в различные ассоциации, которые объединяет Союз ассирийцев Америки. У него есть свои радиостанции, периодические издания, школы, фонды и гуманитарные структуры; союз издает разнообразную литературу для своих соплеменников, включая учебники, научные и художественные издания на ассирийском языке.

Христос был ассирийцем?

Ассирийцы — из первых народов, принявших христианство. Среди них живет даже предание, что и сам Христос, и первые его ученики были ассирийцами! И никому при этом нет никакого дела до того, что во всех Евангелиях (а их, кроме четырех канонических, известно еще не менее 25) говорится нечто иное… Впрочем, к «усыновлению» апостолов ассирийцы (лучше, видимо, сказать, первоавторы этой легенды) подошли весьма избирательно. Одному из них, Иуде Искариоту, в «ассирийстве» было отказано. И в самом деле, зачем родниться с предателем?

Став христианами, ассирийцы, однако, довольно скоро (разумеется, по историческим меркам скоро) выделились из общей массы ортодоксальных последователей этой религии. В 428 году ассириец-монах Несторий был избран константинопольским патриархом. Однако вопреки всем догматам он стал утверждать, что Христос был не сыном Божьим, а человеком, в которого вселился Бог; соответственно, и его мать, Деву Марию, следует считать не Богородицей, а Христородицей. Высказывал Несторий и другие «нестандартные» мысли. В 431 году собравшийся в Эфесе III Вселенский собор осудил эти взгляды как ересь и низложил Нестория. Он был сослан в Ливию, затем в Египет (там и умер в 453 году).

Однако у него оказалось немало сторонников — как среди ассирийцев, так и в других народах; их стали называть несторианами. Несторианство дожило до наших дней, являясь одним из основных пяти направлений христианства, хотя и самым малочисленным (четыре других — православие, католицизм, протестантизм, монофизитство). Официально несторианская церковь именуется Ассирийской церковью Востока (с патриархом — католикосом во главе). Большинство современных несториан (их общая численность приблизительно 200−300 тыс. человек) — ассирийцы.

Время расцвета несторианской церкви — Средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий, от Средиземного моря до Тихого океана. Ее миссионеры распространяли учение Нестория в Средней Азии, Индии, на Цейлоне, в Китае, Маньчжурии, Монголии, в Эфиопии и других краях. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) встречал христиан-несториан во многих городах Китая; фламандский монах Виллем Рубрук столкнулся с ними во время своих странствий по Монголии (1253−1255 гг.). Именно ассирийцы — два несторианских монаха — в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.

Несториане активно контактировали с основателем ислама — пророком Мохаммедом и его преемниками. В священной книге мусульман — Коране прослеживается влияние некоторых идей несторианства, связанных, в частности, с философией пантеизма.

Важно отметить, что в условиях отсутствия своей государственности несторианская церковь была и остается очень существенным фактором объединения ассирийцев, их этнокультурной консолидации, сохранения их как особого этноса.

Вернемся, однако, в V век. Вскоре после «отпадения» от византийской церкви сторонников несторианства из нее вышла («отпала») еще одна значительная группа ассирийцев (проживавших в Сирии). Они были «соблазнены» идеями константинопольского архимандрита Евтихия. Его учение осудил как раскольническое в 451 году Вселенский Халкедонский собор. Взгляды Евтихия продолжал активно распространять епископ г. Урфы (Эдессы) Яков Барадая Занзала. Его сторонников стали называть яковитами, а основанную им Сирийскую православную церковь (с патриархом во главе) — яковитской. Она относится к монофизитскому направлению христианства. Как и другие монофизиты, яковиты считают, что природа Христа лишь одна — божественная; однако у них есть свои особенности культа. Последователей яковитства в наши дни — около 200 тысяч человек; кроме ассирийцев это арабы Ближнего Востока и малаяли в Индии (штат Керала).

В XVI веке у ассирийцев возникла еще одна церковь. Часть несториан, проживавших в Османской Турции, под давлением католических миссионеров перешли в «латинство», создав отдельную церковь, глава которой, патриарх Ю. Сулака, подписал унию с Ватиканом (сохранив, однако, определенную внутреннюю автономию). Ее стали называть Ассиро-халдейской церковью.

…В 1988 г. в подмосковном Загорске, во время празднования 1000-летия Русской православной церкви, среди прочих событий произошло и такое: впервые после отделения яковитов в середине VI в., т. е. через 14 (с лишним) столетий, встретились патриархи двух церквей: несторианской — Мар-Дынха IV и яковитской — Мар-Закка I и переговорили о развитии контактов.

* * *

Нет, не неудачники в человечестве, а победители Времени! Да, превратности исторической судьбы лишили ассирийцев, один из древнейших народов Земли, своей государственности, у очень многих из них отняли родину, разметали по всему свету. И тем не менее — вопреки всему, несмотря на многовековые гонения и множество попыток тотального геноцида в разные эпохи, есть, живут в нашем мире люди с древним и гордым именем: атурая, сурая, ассирийцы. Не счесть племен и народов, которые за эти тысячелетия полностью исчезли, ушли с исторической сцены, и лишь имена их сохранились на страницах ученых фолиантов, а ассирийцы — есть, их можно увидеть, можно «потрогать», как говорится.

И потому, если где-нибудь вам доведется встретиться с человеком, о котором вам скажут: «это — ассириец» (или сам он, может быть, представившись, так назовет себя) — не делая удивленно-округленных глаз, почтительно приподнимите шляпу. Вы встретились с Историей.

Семен Яковлевич Козлов — этнолог

http://www.ng.ru/science/2005−05−25/14_assiria.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru