Литературная газета | Сергей Медведко | 24.05.2005 |
Политическое и духовное паломничество президента Путина на Святую землю ознаменовало, можно сказать, возвращение России на Ближний Восток. Символично, что это произошло в год 150-летия Крымской кампании 1854−1855 годов. Именно после этого, несмотря на поражение в Крымской войне, культурно-духовное присутствие России на Святых землях, включавших помимо Палестины Сирию и Ливан, стало расширяться и утверждаться. Там были созданы десятки русских школ, монастырей, храмов, подворий. Тогда же наряду с «родными палестинами» возникло и понятие «русская Палестина». Арабы до сих пор помнят, что Россия всегда была их защитницей, как позднее, в годы Второй мировой войны, она стала спасительницей европейских евреев от гитлеровского геноцида.
Во второй половине ХХ века был отмечен другой важный «бросок» России на Восток. Речь идёт прежде всего об экономическом и военном сотрудничестве СССР с арабскими государствами. В период 60 — 80-х годов сотни тысяч советских специалистов возводили гигантские промышленные объекты, создавали армии в Египте, Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Алжире, Судане и других арабских странах. Москва руководствовалась не столько альтруизмом, сколько политическим прагматизмом. Она понимала — в условиях противостояния двух миров вдоль её южных границ необходимо было иметь верных союзников.
Неудивительно, что с началом 90-х годов Москва, теряя свои собственные союзные республики, лишалась и более отдалённых союзников на Арабском Востоке. Проработав в том регионе 30 с лишним лет, с сожалением констатирую, что Россия как государство совершенно бездарно растеряла там драгоценное наследие, доставшееся ей от советской эпохи. Я говорю об уникальных отношениях с арабским миром. Сирия, пожалуй, последняя из этих стран, которая всё ещё хранит к нам искреннюю дружбу и верность, несмотря на все «загогулины» нашей постсоветской внешней политики. Но почему-то президент, прокладывая свой ближневосточный маршрут, оставил именно эту центральную в прямом и переносном смысле страну где-то на обочине ближневосточной «дорожной карты"…
До последнего времени принято было объяснять все преподносившиеся нам неприятные сюрпризы и ближневосточные головоломки глубокомысленной сентенцией «Восток — дело тонкое». Наверное, ещё и потому, что ближневосточная политика России чаще всего проводилась далеко не тонко и деликатно, а напротив — чаще топорно и грубо. Взять хотя бы такой факт, что за всю историю ни советские генсеки, ни российские президенты (как, впрочем, и цари Российской империи) до этого почему-то не совершили ни паломничеств, ни официальных визитов на Святые земли. Между тем для России этот регион был и остаётся Близким Востоком, сколько бы там ни происходило «цветных революций» и антитеррористических операций. Неурегулированность ближневосточного конфликта превращает эту зону в главную арену новой «глобальной войны».
Наш президент посетил Египет, Израиль и Палестинскую автономию. Столица же Сирии Дамаск, который, по выражению великого египетского лидера Гамаля Абдель Насера, является «сердцем арабского мира», остался при этом за пределами маршрута Путина. Между тем именно у Сирии находятся сегодня ключи к решению арабо-израильского конфликта. Дамаск и Тель-Авив находятся в состоянии войны и по сей день, де-факто израильтяне продолжают оккупировать принадлежащие Сирии Голанские высоты. До сих пор Израиль отказывается выполнить резолюции ООН, требующие отвода его войск к границам начала июня 1967 г. Именно поэтому, как справедливо считают сирийские, да и многие западные политики, мирные усилия следует сконцентрировать на сирийско-израильском направлении. И у России имеются для этого действительно уникальные возможности. Ей Дамаск всё ещё доверяет больше, чем Вашингтону. Но Москва этим, похоже, не спешит воспользоваться, осознавая, очевидно, всю остроту и сложность сирийско-израильского вопроса.
Да, видно, не читали в нашем МИДе строки великого русского поэта Валерия Брюсова, который восклицал: «Вот он, от века назначенный наш путь в Дамаск!» Смысл этих слов сегодня мало кто помнит или понимает. Ведь спокон веку русские паломники, идя в Иерусалим, останавливались сначала именно в древнем Дамаске. В его окрестностях находятся первые в мире самые древние православные христианские монастыри. А селение Маалюля, например, — единственное на земле место, где до сих пор говорят на древнеарамейском языке, на котором проповедовал Христос.
Что же касается самого Дамаска, то именно там 20 веков назад прозрел гонитель христиан Савл, перевоплотившийся затем в святого апостола Павла. Именно из этого города понёс он новую веру по всему миру. «Путь в Дамаск» для истинного христианина значит путь к прозрению. Увы, пока этот путь нашими политиками не пройден. А потому нет пока в ближневосточном вопросе ни прозрения, ни прорыва.