Русская линия
Литературная газета Семен Шуртаков24.05.2005 

Духовная сила

День славянской письменности и культуры в этом году пройдёт на Донской земле: в Ростове-на-Дону, Таганроге и Новочеркасске. Праздник неразрывно связан с именами Кирилла и Мефодия. Святых солунских братьев мы чтим как создателей славянской азбуки. Нынешние торжества, а проводятся они уже в двадцатый раз, приурочены к столетнему юбилею великого писателя Михаила Александровича Шолохова. Основные мероприятия состоятся в Ростове 23−24 мая. Откроется праздник торжественным сценическим действием у Донской государственной публичной библиотеки. В областном центре пройдут Божественная литургия в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы и крестный ход, показ фильмов православной тематики, открытый урок «Да не иссякнет слава их земная», научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие».

О давних встречах на праздниках вспоминает писатель Семён ШУРТАКОВ, стоявший у истоков организации Дней вместе с мурманским писателем Виталием МАСЛОВЫМ.

Мурманск. 1986

Ещё перед отъездом в Мурманск я позвонил в редакции наших литературных газет: хорошо бы с нами поехал кто-то из корреспондентов. Хотелось, чтобы о празднике узнали не только в Мурманске, но и в других городах и весях.

В «Литературной России» недолго раздумывали над моей просьбой-предложением: какие ещё корреспонденты, разве не знаешь, какой малочисленный штат нашей редакции, это тебе не «ЛГ»!..

В «Литературной газете» разговор с одним из замов главного редактора был более обстоятельным: какой-какой, говоришь, праздник?.. В Мурманске? Что-то не слышал. И почему в Мурманске?.. А по какой линии проводится?.. Нет, с корреспондентом не получится — ведь наша газета не «ЛитРоссия», наша, сам знаешь, всесоюзная… Стой-стой, говоришь, сам едешь? Так чего же ещё надо — сам и напиши…

Ничего другого не оставалось.

Но написать — это ещё полдела.

Зная по опыту, как при прохождении материала через редакционные отделы и секретариаты у него часто и заголовок меняется, и текст запросто сокращается, я при передаче своей информации по телефону просил-умолял: пожалуйста, Христа ради, сохраните мой заголовок, а потребуются сокращения — что ж, ладно, но обязательно оставьте в неприкосновенности последнюю фразу.

Стараниями Тани Архангельской — спасибо ей! — и то и другое удалось сохранить. И в вышедшем номере газеты в левом верхнем углу третьей полосы можно было прочитать: «Праздник славянской письменности». Такое словосочетание да ещё в многомиллионной газете было употреблено впервые…

И, может, в заключение рассказа о первом Дне славянской письменности есть резон поимённо перечислить тех, кто приехал в Мурманск и вместе с устроителями праздника принял участие в его проведении. К тому же список этот невелик: Владимир Крупин, Владимир Личутин, Юрий Кузнецов, Юрий Медведев, Владимир Санги, Владимир Бондаренко, Валентин Устинов, Вячеслав Шапошников, Владимир Шириков, Геннадий Юшков.

Приветственные телеграммы в адрес праздника прислали Василий Белов, Валентин Распутин Дмитрий Балашов.

Новгород. 1988

В этом году нашему празднику, что называется, крупно повезло. Во-первых, уже само место проведения было идеальным: разве вслед за Киевом не в Новгороде, древнейшем центре России, получила начальное распространение письменность? И разве не здесь именно найдены документальные тому свидетельства — берестяные грамоты?

Главное же — праздник наш на сей раз счастливо совпал с другим великим праздником — 1000-летием Крещения Руси. И совпадение было не случайным, не искусственным, а органическим и полным: что, как не Крещение Руси, положило начало письменности, но вместе с тем и письменность положила начало распространению на Руси новой веры.

Широкое представительство Русской православной церкви в лице её высших иерархов и во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским (будущим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым), а также участие делегаций многих, в том числе и зарубежных, конфессий — всё это придало празднику и особую, новую для нас торжественность и международную значимость.

Гости гостями, а ещё ведь и сколько было, что называется, прямых участников праздника! Счёт их шёл не на единицы, как в Мурманске, а на десятки и сотни. Только хоров, исполнявших духовные песнопения, приехало несколько…

Что уж говорить о фольклорных, музыкальных и хореографических коллективах — их было больше десятка. Художники приехали с выставками картин, издатели показывали и продавали свою продукцию…

Начался праздник торжественным богослужением в церкви Св. Филиппа, что на Торговой стороне Новгорода. Желающих послушать литургию собралось так много, что добрая половина не смогла попасть в помещение и участвовала лишь в крестном ходе вокруг храма в заключение богослужения.

День с самого утра был погожим, и майское солнце ослепительно сверкало на иконах и хоругвях, на шитом золотом облачении священнослужителей, шествовавших впереди празднично одетого многолюдья. Согласные песнопения возносились в голубое небо под аккомпанемент стрекотавших кино- и телекамер, щёлканье фотоаппаратов. Хоть на какое-то время отрешённые от повседневной житейской суеты люди выглядели добрыми и просветлёнными.

Такое начало как бы задало тон и всему празднику.

Приезжие участники и гости праздника жили на той же Торговой стороне в гостинице «Садко». И в середине дня все они, понятное дело, вместе с жителями этой части города, собрались у храма Георгия-на-Торгу, чтобы затем по новому, только что построенному пешеходному мосту следовать в кремль к его главным святыням — Софии Новгородской и памятнику 1000-летия России. И когда по этому, пологой аркой соединившему берега Волхова мосту потекла бесконечная народная река — это было впечатляющее зрелище.

Кремль встретил нас колокольным звоном — сладчайшей музыкой для каждого русского сердца. Ведь в колокольном звоне нам слышится как бы голос самой истории: и тревожный набат народной беды, и торжество ратной победы. А ещё и голос храма, голос неба… И пусть для кого-то эта музыка была чуть ли не совсем забытой, а для кого-то услышанной впервые в жизни — всех она трогала, всех радовала и воодушевляла.

Мимо звонницы мы прошли к Софии, а по окончании богослужения оттуда — к памятнику 1000-летия России. Древний собор и памятник-колокол выглядели островками среди заполнившего всю территорию кремля человеческого моря.

Надо ли что-то говорить о прекрасной акустике древнего собора. Ведь искони такие здания и строились для того, чтобы в них возносить хвалу Всевышнему. Ну, а если так, то хорошо бы той хвале звучать с наибольшей полнотой и выразительностью, чтобы она была слышна каждому, кто придет в Божий дом, а еще и — как знать! — может, будет услышана и самим Господом Богом… Это сколько же веков молитвы и песнопения звучали в этих стенах и возносились в горнюю высь куполов! А теперь вот и голос нашего смутного века где-то там перекликается с голосами ушедших веков…

Настоящим апофеозом вечера было участие в нём знаменитого баса Большого театра Александра Ведерникова. Многим, наверное, приходилось слышать его если не в Большом, то в концертах, в программах телевидения. Но в какое сравнение могло идти звучание ведерниковского баса там и здесь, в Новгородской Софии! Собор гудел, голос артиста вместе с хором словно бы заполнял все его огромное пространство. А ведь еще и не просто голос сам по себе — звучало первоначальное, прародительское славянское Слово. То Слово, которое когда-то, почти тысячу лет назад, впервые услышали стены этого собора, которое эхом отозвалось в его куполах. И становились более понятными ныне возвращающиеся в речевой оборот такие стихи, в молитвенных песнопениях слово не только обозначает какое-то понятие, но и несет в себе духовную силу.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg212005/Polosy/14.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru