Русский дом | Надежда Александрова | 24.05.2005 |
В 857 году оба брата были посланы императором проповедовать христианство в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными разрушительными набегами Византийской империи. Задача обратить в веру Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью долго беседовали с ними о сущности Православия. УбеждЈнный ими хазарский князь вместе со своими приближЈнными приняли христианство. Князь хотел наградить своих учителей подарками, но они просили только отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время набегов. И он отпустил с ними 200 пленников.
В 862 году князь Ростислав Моравский (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе) попросил Византийского императора прислать христианских проповедников.
Прибыв в Моравию, святые братья создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие, Псалтирь и многие богослужебные книги. В православных храмах Моравии стали служить на понятном местному населению языке. Это было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия. Попытаемся и мы осмыслить значение их подвига.
Моравский князь Ростислав, умоляя Византийского императора Михаила прислать ему наставников в христианской вере, понимал, как это важно в исторической перспективе. Моравия в то время была самым сильным и обширным славянским государством в центре Европы. Его стремились поглотить германские племена, в частности с помощью католических проповедников. Им важно было утвердить в славянском государстве западную церковь, которая в те времена фактически отделилась от восточной, Православной Церкви.
Пропасть между ними была уже огромна. Католическая церковь сама надменно прекратила общение с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью, не приемлющей претензий Рима на всемирную земную власть, стремящуюся поглотить все государства.
Этого не хотел и князь Ростислав, призвавший Кирилла и Мефодия, и наш святой князь Александр Невский. Вообще всем славянам (кроме поляков, — тут особый случай) всегда по душе была Византийская Православная Церковь.
Здесь, конечно, важен был и политический аспект, о котором мы говорили: Византия новообращЈнных не поглощала и не ассимилировала, она ими только по-отечески духовно руководила. Однако неизмеримо более важным было то, что Рим и в духовной жизни образовал некую кастовую, жреческую среду: понимать богослужение могли только обладающие знанием древней латыни. Если какой-нибудь обычный любознательный католик втайне изучал латынь и читал Священное Писание, то его объявляли еретиком. Мы знаем, позднее это привело к протестантизму.
Нам надо глубоко осознать, какой Божиий дар преподнесли славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. На протесты латинян, утверждавших, что богослужение и Библия не могут оскверняться варварским славянским языком, равноапостольный Кирилл отвечал словами пророка Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное, первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь, был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Символично и то, что именно этот фонд первым доставил в Россию Благодатный Огонь от Гроба Господня, и среди тех, кто привЈз нам этот Огонь с небес, был главный редактор «Русского Дома».