Русская линия
Профиль, журнал Семен Новопрудский23.05.2005 

Пиар Бога

Изгонять фарисеев из храма нынче не модно. Фишка в том, чтобы заставить их заняться «продвижением» Бога. Его, выражаясь современным языком, реб-рендингом. Попытка рекламировать вечные ценности как потребительские товары (кефир, платья, подгузники) или подавать Бога как лучшего кандидата в президенты на следующих выборах и есть одна из ключевых черт человеческого поведения в начале ХХI века.

Разумеется, своих богов люди активно пиарили всегда. Но форм такой рекламы даже в наиболее продвинутом в этом смысле католицизме было раз, два и обчелся: проповедь, церковная музыка да живопись с повторяющимися религиозными сюжетами. Сейчас к процессу активно подключили новейшие информационные технологии. И процесс продвижения бренда «Бог» расцвел пышным цветом.

Например, Би-би-си на днях начала показ телевизионного реалити-шоу «Монастырь». Из нескольких сотен добровольцев отобрали пятерых мужчин, которых осенью прошлого года поместили на 40 дней в бенедиктинское аббатство Уорт в Англии. Ни один участник шоу не был католиком, но всех обязали точно следовать бенедиктинскому уставу и распорядку жизни монахов. Неофиты шесть раз в день ходили на молитву вместе с обитателями монастыря, держали бенедиктинские обеты молчания, послушания и смирения. Настоятель аббат Кристофер Джемисон стал руководителем проекта. В результате, по словам организаторов шоу, по истечении отведенного срока атеист Тони Берк стал убежденным христианином. А Ник Бакстон, преуспевающий бизнесмен, изучавший в Кембридже буддизм, после съемок вернулся в лоно Англиканской церкви и даже стал подумывать о том, чтобы стать священником.

Получился классический рекламный ролик. Аббатство показало лучшие «потребительские свойства» религиозного образа жизни, а также по крайней мере двух реальных людей, которые попробовали «товар» и стали им пользоваться. Ровно по такой же схеме нам каждый день рекомендуют стиральный порошок или орбит без сахара — в ролике всегда пишут имя и фамилию очередной «приобщившейся» домохозяйки или «настоятельно рекомендующего» стоматолога. Кроме продажи Бога через определенный привлекательный образ жизни, его продают еще и как супермена, последнего героя боевика. Незадолго до смерти папы римского Иоанна Павла II появилась серия комиксов, в которых понтифик в костюме супермена сражается с мировым злом. Если папа, наместник Бога на земле, такой крутой, какой же нечеловеческой крутизны должен быть сам хозяин, тот «парень», на которого папа работает.

Мы пока не знаем, хорошо это или плохо — сочетание высших духовных ценностей с маркетинговыми, сугубо прагматичными и материальными технологиями. В конце концов, и во времена беспредельного господства духа над плотью именем Бога совершались чудовищные преступления и лились реки человеческой крови.

Но все эти попытки экранизации биографии Христа, книги вроде «Сатанинских стихов», фильмы, где Бог может оказаться женщиной или темнокожим, вызывают ненависть или смех — вполне живые человеческие чувства. Человек утомляется от однообразия. Со временем ему надоедает то, что когда-то казалось желанным и важным. Мы устаем не только от вещей, но и от идей. Поэтому при естественном в таких случаях хождении по тонкой границе между святостью и ересью, между пиететом и кощунством попытки будить в нас живой интерес к вечным, незыблемым, а потому сильно отдающим мертвечиной ценностям вполне оправданны. Любить или ненавидеть Бога лучше, чем относиться к этому бренду с полным равнодушием.

http://www.profile.ru/items/?item=11 587


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru