Новые Известия | Михаил Поздняев | 23.05.2005 |
Однако, если правозащитники рассматривают права человека вне какого бы то ни было актуального контекста, просто как милость свыше, главенство РПЦ именно поиском этого контекста все более озабочено. По словам владыки Кирилла, православная концепция прав человека призвана дать, в первую очередь, ответ на вопрос: а есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека?
Подразумевается, что таковые есть. И важнейшая из них — признание личностью права большинства, права силы. Сообщая о вызревающей в недрах ОВЦС охранительной концепции, митрополит напомнил: многие международно-правовые акты по правам человека допускают ограничения прав по таким основаниям, как требования морали, общественный порядок. И кто бы спорил — на то ведь и законы существуют, но, «к сожалению — посетовал митрополит, — не все из этих оснований работают». По мнению главы ОВЦС, в России «требования морали становятся все более „резиновой“ категорией в праве, что отражает разброс понятий о моральном и аморальном».
Давно подмечено, что РПЦ, резко высказываясь то по одному, то по другому поводу, позиционирует себя как духовная полиция. Принятие «правозащитной» концепции даст ей более широкие возможности для влияния на общественное мнение. Причем влияния монопольного.
Любопытен момент, когда митрополит Кирилл заявил о намерениях объяснить россиянам, «что такое хорошо и что такое плохо». За день до этого руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и директор Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев обвинили власти в «сотрудничестве с избранными религиями и в ущемлении прав других конфессий». На пресс-конференции в Москве г-жа Алексеева сказала: «В нашей стране… все религии, кроме тех, что все больше сращиваются с государством, терпят унижение». Г-н Пчелинцев осудил действия «лжепатриотов, которые поджигают синагоги и молельные дома» под лозунгом «Долой сектантов из России!».
Пресс-конференцию правозащитников поспешил прокомментировать в тот же день исполнительный секретарь Межрелигиозного совета РФ Роман Силантьев. Он обратил внимание на то, что «с критикой в адрес Церкви (то есть РПЦ. — „НИ“) продолжает выступать именно та организация, представители которой поддерживали организаторов выставки „Осторожно, религия!“ — воинствующих безбожников, патологически ненавидящих все формы религиозности».
Бог с ней, выставкой: конфликт ее устроителей и православных активистов был кем-то остроумно прозван «битвой провокаторов с идиотами». Гораздо печальнее то, что г-н Силантьев не считает поджоги баптистской церкви в Чехове и синагоги в Малаховке серьезными правонарушениями. Назовите, предлагает он диссидентам, хоть один случай убийства протестантских пасторов, католических ксендзов, языческих шаманов и неоиндуистских гуру во имя православной веры. А между тем, по его словам, «от рук приверженцев так называемого ваххабизма и сатанизма погибли тысячи православных христиан, включая десятки священников и церковнослужителей». Послушать г-на Силантьева — получается, что самая притесняемая в правах религиозная организация в России — та, что всех богаче и сильней: РПЦ. И против нее ведется незримая, но чреватая бессчетными жертвами война.
Сон разума порождает чудовищ. К истеричности заявлений г-на Силантьева не привыкать. Однако подобной мании преследования, увы, подвержен и опытнейший церковный дипломат митрополит Кирилл. Вот цитата, взятая с web-сервера Патриархии. «Судя по некоторым публикациям, в стране существует антицерковное лобби. Но что за силы стоят за этим лобби? Для кого Русская православная церковь — враг?» — спрашивает у митрополита Николай М. из Ростова-на-Дону. «Такое лобби, Николай, существует, — объясняет ростовчанину митрополит. — Оно активно действует не только в России. Во всем мире усиливаются попытки устранить Церковь от активного участия в решении общественно-политических вопросов… За этим стоит современный либеральный гуманизм, взращенный на идеях просвещения с его весьма специфическими представлениями о свободах и правах человека… По сути, мы сталкиваемся сегодня с попытками насадить некую псевдорелигию, которую можно назвать воинствующим секуляризмом».
Теперь врагу объявлен смертный бой. По словам владыки Кирилла, разрабатываемый документ «должен быть приемлем не только для православных верующих, но и для представителей иных традиционных религий России, а также людей, напрямую не связывающих себя с какой-либо религиозной традицией, но являющихся людьми мыслящими, не склонными бездумно следовать за идеологией, доминирующей в современных политических кругах и СМИ».
К нынешнему громкому заявлению митрополит Кирилл шел давно. В прошлом году, выступая на радио «Радонеж», этом оплоте консервативного крыла РПЦ, он «с сожалением констатировал», что «правозащитные организации с общенациональным статусом профессионально борются с Церковью и не любят Россию, усматривают нарушения прав человека где угодно в России, но только не в отношении русских людей в Прибалтике, на Северном Кавказе и в других местах».
Очевидно, что церковная правозащитная концепция будет применяться не только в пределах России, но повсюду, где существуют приходы РПЦ. Потесненный по ряду позиций новым управделами Патриархии митрополитом Климентом (Капалиным), владыка Кирилл, судя по всему, готовится сосредоточить внимание на ближнем зарубежье. Что в конце концов его непосредственная забота как главы ОВЦС. От успеха на этом поприще во многом зависят и его дальнейшая карьера, и положение всей Церкви в ближайшие годы.