Фонд «Русская Цивилизация» | Василий Ансимов | 23.05.2005 |
Митрополит Кирилл предложил в будущем документе дать ответы на следующие вопросы: «Каковы религиозные и философские достоинства личности и прав человека? Как онтологическое достоинство личности сочетается с практической реализацией этого достоинства? Что такое права человека?». По мнению владыки, «документ должен ответить на вопрос, есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека». «Вопрос ограничения прав человека, соотнесения их с ответственностью и обязанностями составляет особый предмет рассмотрения». «Требования морали становятся все более „резиновой“ категорией в праве, что отражает разброс понятий о моральном и аморальном в современных обществах».
Митрополит Кирилл предложил рассмотреть вопрос о защите присущих обществу моральных установок в форме коллективных прав, поскольку мораль, как он считает, «обладает как личным, так и коллективным компонентами».
По сути дела, митрополит Кирилл замахнулся на «священную корову» — теорию прав и свобод человека, на которой основаны все главные идеологические догмы либерализма. Конечно, ВРНС — не правительство, он не обладает какими-либо реальными полномочиями, чтобы существенно изменить политическую ситуацию в России. Пока что не обладает. Но завидное постоянство, с которым проводятся мероприятия Собора, а главное, неутомимые попытки владыки Кирилла, который совершенно очевидно ищет «архимедовский рычаг» для осуществления общественного переворота, заставляют относиться к его инициативам всерьез.
Если рассмотреть вопрос внимательно, можно обнаружить, что теория прав человека довольна уязвима для идеологической атаки извне.
Во-первых, начиная с определенного исторического момента она находится в состоянии идейного застоя. С тех пор, как ее положения вошли в качестве основ в европейские конституции, миру до сих пор не стали известны какие-либо новые философские труды, которые от ее имени отвечали бы на вызовы времени. А этих вызовов накопилось предостаточно: всемирный экологический кризис, коррозия общественной нравственности и общемировой рост преступности, бесконечная череда агрессивных войн под «гуманистическими» лозунгами, повсеместное распространение технологий манипуляции сознанием, которые в итоге радикально опровергают ту ценность, ради защиты которой и родилась теория прав человека — самого человека. Впору сделать вывод, что миру нужен новый идейный базис.
Во-вторых, теория прав человека в ее современном состоянии не является собственно «теорией» в строгом смысле этого слова. У нее отсутствует понятийный аппарат, который позволял бы анализировать текущие социально-правовые проблемы и находить решения проблем. Она не имеет, к сожалению, никакой определенной «логики», которая позволяла бы вести на языке «правозащитных» терминов серьезный диалог. Сегодня для большинства людей, особенно в России, словосочетание «теория прав человека» тесно ассоциируется скорее с антироссийскими провокациями западных СМИ, чем с реальной защитой их жизненных интересов.
Теория прав человека сегодня окончательно стала квазирелигией — набором бессвязных лозунгов, в истинности которых запрещено сомневаться. Ее апологеты не ведут никакой общественно-полезной работы, а служат пешками закулисных сил, волю которых сообщают миру пафосным слогом египетских жрецов. Показательно в этом смысле ее сходство с марксизмом-ленинизмом предперестроечной эпохи. Видимо, такова судьба всех идеологий, которые пытаются сделать кумиром людей их самих.
Однако это не было бы большой проблемой, если бы сторонники «теории прав человека» не ставили перед собой откровенно антироссийские и античеловеческие цели, если бы их деятельность не порождала столь очевидно вредоносные плоды. Несмотря на то, что по своей букве эта теория должна обеспечивать по крайней мере равенство прав людей, на практике она приводит к одностороннему улучшению положения изгоев человеческого общества — извращенцев, преступников, носителей нравственного и физического разложения.
Глубоко символично поэтому, что инициатива «ограничить права человека» исходит сегодня от официальных представителей древнейшей и традиционной религии России — русского православия. И есть основания считать, что эта инициатива будет успешной.
Человеческое общество является единым целым, порядком, части которого — люди — связаны друг с другом определенными отношениями, заключающимися во взаимных правах и обязанностях. Да, свобода — это одна из высших ценностей. Но без ограничений свобода превращается в хаос, несовместимый с жизнью. Поэтому нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав. Они представляют собой разные стороны одного и того же целого — общественного отношения, т. е. отношения между людьми. Это отношение может иметь разные поводы и предметы, — собственность на материальные блага, воспитание детей, защита Родины и поведение на улице — но никогда не меняется в своей сути, постоянным законом которой является справедливость.
Будущее покажет, удастся ли поставить в основу дальнейшего развития общественной и политической жизни в России обновленную, исправленную и дополненную в соответствии с русскими традиционными ценностями теорию прав человека. В любом случае, такие инициативы надо приветствовать.