Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов23.05.2005 

Легко ли быть христианином на земле Христа?

Иерусалим. Вид с Елеонской горы
Иерусалим. Вид с Елеонской горы
Русская паломническая гостиница на родине Христа — в Вифлееме, подвергшаяся разрушительной атаке израильской армии три года назад, наконец, восстановлена и готова принять первых постояльцев. Но нет никаких гарантий, что подобные инциденты больше не повторятся. Веротерпимость в Израиле пока остается лишь призрачной мечтой.

В ходе интифады израильские христиане нередко оказывались между двух огней — палестинских боевиков и воюющих с ними израильтян. В былые времена Россия готова была вступить в войну, когда под угрозой оказывались христианские святыни Палестины. Так, например, поводом к началу Крымской войны послужила кража серебряной звезды из храма Рождества в Вифлееме, указывающей место рождения Спасителя. Не так давно Москва вновь возвысила голос в защиту Православия.

2 апреля 2002 года около 200 палестинских экстремистов из военизированной организации «Танзим» ночью проникли в древнюю базилику Рождества в Вифлееме и засели там. Город тут же окружили части ЦАХАЛ. Чтобы выбить боевиков из здания, израильский спецназ не придумал ничего лучшего, как превратить в крепость русскую паломническую гостиницу, которая находится на самом высоком холме в городе.

Утром пятьдесят израильских солдат, выбив все двери, ворвались в семиэтажное здание, принадлежащее Русской Духовной миссии. Они заняли все этажи вплоть до крыши, затащили на верхние этажи мешки с песком и открыли оттуда огонь по арабам. В ответ на требование представителя Русской Православной Церкви о. Феофана (Лукьянова) покинуть русскую территорию, солдаты отвечали только, что это «отличная огневая позиция» и отказались прекратить оккупацию кусочка русской земли.

Вскоре началось нечто невообразимое. Воздвигнутый в VI веке вифлеемский храм Рождества — единственная постройка христиан в Святой Земле, почти не подвергавшаяся за минувшие столетия разрушениям. Израильские солдаты взорвали южные ворота византийской базилики и стали стрелять прямо внутрь из танковых пулеметов. Там в это время находилось более трехсот человек — христиан и мусульман, детей, женщин, сотрудников администрации, включая губернатора Вифлеема. Снаружи также кипел бой. Ожесточенные перестрелки в центре Вифлеема не позволяли медикам в те дни вывозить тела убитых и оказывать помощь раненым. Улицы оказались усеяны трупами.

Реакция министра обороны России Сергея Иванова была непривычно жесткой. Он заявил, что Россия резко осуждает действия израильтян. По словам министра, «на Святой земле идет грязная война, которая ничего, кроме негодования, у христиан не вызывает» Наконец, призывы Святейшего Патриарха Алексия и МИД РФ возымели действие. Израильские войска освободили русский паломнический центр. Когда представители Русской Православной Церкви попали внутрь, выяснилось, что в здании взломаны двери, разбиты стекла окон на верхних этажах, поломана мебель. Гусеницами бронетехники изломана плитка, которой выложен земельный участок близ здания. Ремонт обошелся в 500 000 долларов. На восстановление потребовалось три года. Как сказала инокиня Клавдия из русского Горненского монастыря близ Иерусалима, уже летом гостиница сможет принять первых постояльцев.

Но иногда даже без применения оружия притеснение может быть весьма тяжелым. Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (иудеи — 79,2%, мусульмане -14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель.

Как и во времена Иисуса, христианская проповедь в считающем себя демократическим государстве Израиль сопряжена с колоссальными трудностями. В паспорте каждого еврея-гражданина этой страны имеется отметка «иудей». Если он атеист, то в документах тоже напишут «иудей». Если же уверовал во Христа, то уже не считается евреем. «Закон о возвращении» также лишает еврея, добровольно принявшего какую-либо веру, кроме иудаизма, права на репатриацию в Землю Израиля. Понятно, что все это создает огромные неудобства не только многим православным репатриантам из России, но и всем другим христианам — евреям по рождению. По мысли творцов сионистской конституции, объектом христианской проповеди в государстве Израиль могут быть только арабы (составляющих основу православной паствы в стране), но ни в коем случае не евреи. Совместимость понятий «еврей» и «христианин» здесь исключена законодательно. Тем не менее, с Божией помощью, христиане-евреи выкручиваются, кто как может.

Доводилось слышать анекдотическую историю о том, как одному православному еврею удалось перебраться из России на жительство в Израиль, не отрекаясь от Христа. Заполняя иммиграционную форму, он в графе «вероисповедание» написал «orthodox». Так же называют в Израиле и евреев, принадлежащих к ортодоксальному крылу иудаизма, в отличие от реформаторского. Англо-говорящий сотрудник иммиграционной службы не заметил подвоха и «наш человек» стал гражданином Святой Земли. Другой, при прохождении медкомиссии, чтобы не снимать крест, отцепил от него бечеву, а само распятие приклеил к телу лейкопластырем, сказав врачу, что там у него «фурункул». Так что, народ подходит к решению проблемы творчески.

И все же жизнь православных евреев в Эрец Исраэль сладкой не назовешь. Миссия Русской Православной Церкви, которая располагает здесь несколькими приходскими храмами, не имеет права венчать и крестить граждан Израиля. Прихожанами этих церквей являются преимущественно евреи-репатрианты из России и других стран СНГ. Но если в такой семье родился ребенок или намечается свадьба, то креститься или венчаться чрезвычайно сложно. Отношение земляков к таким людям также не отличается терпимостью. Если ты не еврей, но живешь в Израиле, на это смотрят нормально. Одних этнических русских, кстати, там живет свыше 50 000. Но если еврей и христианин — это вызывает у одних удивление, у других раздражение, общественное мнение смотрит на таких людей как на «предателей».

Красноречивый пример: за принятие Христианства, после восемнадцати лет тюрьмы продолжает преследоваться «атомный диссидент» Мордехай Вануну. В 1986 году этот человек, проработавший девять лет на атомном реакторе в Димоне, рассказал миру о том, что в действительности там делают атомные бомбы. «Моссад» похитил его в Риме и доставил катером по Средиземному морю в Израиль. Здесь Мордехая приговорили к 18 годам тюрьмы. Год назад «атомный шпион» покинул тюрьму Ашкелон. Но он до сих пор не свободен.

Вот что он пишет в своем письме автору этой статьи: «Меня преследуют не из-за моих ядерных секретов, а потому, что я — последователь Христа. Я был крещен в Христианство в Сиднее (Австралия) в 1986 году. Это одна из главных причин, по которой правительство Израиля и люди этой страны до сих пор мстят мне. Если ты не иудей, израильтяне не уважают тебя, не дают тебе всех прав. К тебе относятся как к врагу, как к человеку «второго сорта».

Одиннадцать лет Вануну был в полной изоляции. Ему не позволяли встречаться ни с кем, даже с другими заключенными, только с ближайшими родственниками. Запрещено было разговаривать по телефону. Годы в одиночестве, разнообразившиеся только 2-часовыми прогулками по маленькому тюремному двору. По каменному мешку Мордехай вышагивал тоже один — тюремные власти опасались, как бы он не сболтнул заключенным чего-нибудь лишнего. Все это время секретная служба «ШАБАК» вела против него психическую войну. «Эти люди, — пишет Ваунуну, — пытались сломать меня, сделать сумасшедшим, разрушить мой мозг, здоровье. Они надеялись, что я выйду из тюрьмы ненормальным, или мертвым или больным, чтобы я не смог заговорить опять. Они использовали изощренные средства психической войны каждый день: не давали мне спать, заставляли меня голодать, лишая еды…»

Накануне освобождения министр внутренних дел Израиля подписал распоряжение, строго ограничивающее свободу действий человека, который «слишком много знал». Вануну запрещалось ближе чем на 400 метров приближаться к аэропортам и причалам, пограничным пунктам, не говоря уже об иностранных посольствах. Не допускались какие-либо разговоры о бывшей работе и даже участие в интернет-чатах. Чтобы выехать за пределы Тель-Авива или ночевать вне дома, нужно сообщить «куда следует» за сутки. О любой попытке вступить с ним в контакт Вануну также обязан был информировать спецслужбы. Нарушение хотя бы одного из этих условий автоматически влекло новое судебное разбирательство.

11 ноября 2004 года вооруженные полицейские ворвались в англиканскую церковь Сент Джордж в Иерусалиме, где укрылся после выхода из тюрьмы Вануну. Арестовав его по обвинению в «общении с иностранной прессой», жандармы забрали компьютер атомщика и допрашивали ученого в течение 12 часов. Второй раз он был подвергнут аресту на Рождество, когда хотел поехать на праздник в Вифлеем. Вместо праздничной службы он оказался в полицейском участке в Тель-Авиве, откуда его отпустили только в 2 часа ночи, когда богослужение уже закончилось.

Этот человек не свободен до сих пор. Весной 2005 года Верховный суд Израиля отклонил прошение Вануну о снятии с него запретов на свободу слова и передвижения. В решении суда, принятом по рекомендации спецслужб, говорится, что «шпион N1» по-прежнему представляет опасность. На самом деле опасность угрожает ему самому. «Моя жизнь в опасности, когда я нахожусь среди израильтян. Как только они меня видят, начинают кричать, пытаются ударить. Да, это небезопасно и сильно ограничивает мою свободу передвижения. Поэтому я не чувствую себя свободным в этой стране. Многие ненавидят меня за то, что я сделал, считают предателем. Я это почувствовал сразу, как только вышел из тюрьмы Ашкелон. Рядом с ней меня ждали около 200 ультрарелигиозных иудеев, которые протестовали против моего освобождения. Но там было и много людей со всего света, которые пришли отпраздновать мое освобождение», — пишет Вануну.

Единственным утешением для современных евреев-христиан является только то, что точно также предки нынешних иудеев гнали Спасителя с апостолами. Эти люди, по слову Христа, «истинно не потеряют награды своей».

http://www.sedmitza.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика