Русская линия
Русская линия03.06.2024 

Митрополит Запорожский Лука: «Я не политик или политрук, я — священнослужитель»
Комментарий правящего архиерея Запорожской и Мелитопольской епархии относительно материала, опубликованного 28 мая 2024 года на сайте «Babel.ua»

Митрополит Запорожский ЛукаВозлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос Воскресе!

Один уважаемый мною человек на днях сказал: «К сожалению, журналистика в Украине умерла раньше, чем Александр Мартыненко (Основатель „Интерфакс-Украина“, Заслуженный журналист Украины, скончался 28.05.2024 — прим.)».

Недавно одна журналистка обратилась ко мне с просьбой ответить на ряд её вопросов. Зная, что это за сайт, я принял решение — ответить на вопросы письменно. И не ошибся! Я всегда открыт и готов к конструктивному общению, поэтому, честно ответил на все заданные вопросы, но, как всегда, мои ответы были использованы лишь для того, чтобы сделать очередную манипулятивную заметку, направленную против УПЦ и меня лично.

Читая опубликованный материал, который представляет собой «слоеный торт» из 15-летней громадной массы, никак не связанной между собой, лживой и манипулятивной информации о моей жизни в качестве священнослужителя. Я, признаюсь, не был удивлен, в очередной раз, удостоверившись, что высота профессионального уровня журналиста сейчас прямо пропорциональна количеству скабрезностей, лжи и грязи, которую он способен откопать и уместить в одном материале.

Автор, судя по всему, собирал как можно больше сплетен и гадостей про мою личность и мое служение, но, все же, так и не смог собрать все — вероятно не хватило времени, либо оставил на продолжение цикла заметок.

В опубликованном материале, автор приводит в качестве своих собеседников, которые знают меня, а фактически моих «судей», людей морально деградировавших, пышущих неприкрытой злобой ко мне, те, которые, разумеется, не только не скажут ничего хорошего, а наоборот — додумают мерзости из-за ненависти, как ко мне, так и к нашей Матери-Церкви. Пороки этих собеседников автора вообще не то, что могут позволить говорить что-либо в адрес других людей, а просто смотреть в глаза людям.

В материале, фактически, используется лишь несколько высказываний, вырванных из моих ответов, остальное — целенаправленная риторика, служащая создать у читателя негативное ко мне отношение. Журналист, в данном случае, не столько собирает факты, сколько, передергивая их, подстраивает под свою точку зрения. В начале публикации сразу вспоминается о том, что я, якобы занимаюсь разжиганием межрелигиозной вражды, но, по факту, автор со своими собеседниками разжигает ее лучше люцифера, сам того не понимая. А быть может, наоборот, полностью отдавая себе отчет.

Ниже привожу полную версию ответов, данных мной автору публикации, на которое я потратил время и открыто ответил на все заданные вопросы.

— Расскажите, как вы решили стать священником?

— Я не планировал становиться священником, точнее, я хотел быть врачом. Учился в медицинском университете, и однажды на службе владыка Илларион (искало) попросил меня прийти к нему на прием. Во время аудиенции он сказал следующее: будет открываться храм в больнице, и хотелось бы, чтобы в этом храме служил священник и врач одновременно, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий); Вы же в мединституте учитесь? Я ответил, что знаю такого святого и знаю о желании открыть храм. Владыка Иларион предложил мне рассмотреть возможность хиротонии. Я посоветовался со своим духовником, который сказал, что надо принять все как Волю Божию. Так я и стал священником.

— Чем вы занимались в Донецке?

— Чем я занимался в Донецке — служил, приводил людей к Богу. Знаете, немного отойду от сути того, что вы сейчас спросили и скажу следующее: прочитав остальные вопросы интервью, я вижу, сколько времени было потрачено на то, чтобы собрать все сплетни, всю ложь обо мне. Неужели это так интересно? Ведь можно было коснуться тематики той же благотворительности-сколько, благодаря Запорожской епархии УПЦ, спасено детских жизней, сколько благотворительно предоставлено донорской крови, скольким вообще людям удалось помочь? Нет вообще вопросов, которые бы касались добрых дел. Поэтому складывается впечатление, что широкой аудитории они не интересны, а интересны какие-то домыслы, пакости, ложь. И чем страшнее ложь, тем, пожалуй, она больше нравится. Если так, то становится по-настоящему грустно.

— Почему вас перевели в Конотопскую-Глуховскую епархией?

— Во-первых, меня из Донецка не перевели в Конотопско-Глуховскую епархию. Когда я стал епископом, Священный Синод принял решение о моем назначении. Меня назначили наместником Глинской пустыни, викарием Киевской Митрополии. Вот так я и оказался в Глинской пустыне. Вы провели в Конотопско-Глуховской епархии менее двух лет. Почему и как вас назначили служить в Запорожье? Управляющим Конотопской епархией меня назначили в мае 2008 года и перевели в Запорожье в декабре 2010 года, то есть, более двух с половиной лет. Ваш вопрос рекомендую адресовать не мне, а членам Священного Синода УПЦ: почему они так решили?

Лично я никуда не порывался, и почему меня перевели именно в Запорожье я знать не могу. В церковной практике подобные вещи отдаются на усмотрение священноначальника, все решает Священный Синод, а я за все благодарю Бога. Где бы я ни находился, я служу прежде всего Господу.

— Правда ли то, что Вячеслав Богуслаев в 2010 году способствовал вашему назначению в Запорожье?

— С Вячеславом Богуслаевым я впервые пообщался 24 декабря 2010 года, после моего назначения. На Владимирской горке, в Киеве, ко мне подошел мужчина и поздоровался: «Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Богуслаев, я хотел бы с вами познакомиться». На Запорожскую кафедру меня назначили 23 декабря 2010 года, потому, что он делал и как он делал, это вам нужно спрашивать у него, а не у меня.

— Был ли Вячеслав Богуслаев одним из спонсоров Запорожской епархии УПЦ и, если да, какие суммы жертвовал и чем помогал?

— Я уже отвечал на этот вопрос. Вячеслав Александрович чем мог, тем и помогал. Всех интересуют суммы, но что могу ответить, если он не помогал только деньгами? И вообще, подобные вопросы выглядят неуместно, ведь речь идет о пожертвованиях, а не каких-то капиталовложениях или инвестициях. Человек предоставлял честно заработанные деньги, помогал людям и приходам, своему городу, своей стране. Он жертвовал во славу Божию то, что считал необходимым. Например, мне он подарил ряд богослужебных вещей — трикирий, дикирий, жезл, иконы, книги. И я ему за это очень благодарен. Благодарен и за помощь нашей епархии, нашим благотворительным инициативам и делам, направленным на поддержку населения нашего региона.

— Вы несколько раз появлялись на публике вместе с бизнесменом Евгением Анисимовым, которого называли «смотрящим в Запорожье». Знаете ли вы об этом его статусе? Какие отношения вас связывали? Как вы отнеслись к его аресту?

— Он не был публичным человеком, из-за чего он не появлялся открыто, на публике, с кем-то, поэтому я могу сразу сказать, что это ложь.

Насчет остальных — я не собираю сплетни. Где решение суда? Знаю только, что если человек конкретно мог чем-то поддержать, он поддерживал.

Например, с его помощью был построен храм Петра и Февронии, он много помогал детям, приобрел дорогое медицинское оборудование. Я не вижу в этом зла. Что в этом плохого?

Как я отреагировал на его арест? Пожалуйста, в СМИ есть мое открытое заявление по этому поводу.

— Некоторые священники утверждали, что вы непосредственно заставляли епархию поддерживать в то время «Партию регионов». Прокомментируйте это, пожалуйста.

— Я хотел бы лично увидеть этих священников и хотел бы узнать от них, как я мог их принуждать, чтобы они поддерживали Партию регионов. Церковь — это не партийная организация. Ведь когда она становится такой, свидетелями чего мы сегодня, кстати, являемся, то это уже не церковь, разве что церковная вывеска. У нас не голосуют за угрозой епископа. Каждый сам и прежде всего перед своей совестью отвечает за собственный гражданский выбор. Поэтому это «обвинение» — простая клевета.

Посмотрите мои обращения перед каждыми выборами, пожалуйста, они есть на сайте епархии. Найдите там хоть один призыв, выходящий за рамки существующих норм.

Я призывал лишь к одному: чтобы люди не обольщались и понимали, за кого они отдают свой голос. А потом не роптали на власть, потому что сами ее избрали.

В остальном же-никогда и нигде ни публично, ни тайно я не заставлял отдать свой голос за ту или иную политическую силу, это полная ложь.

— Вы критиковали события на Евромайдане. Почему? Как вы относились к разгону запорожского майдана в 2014 году?

— Любое нарушение закона и насилие — это грех, который я не могу поддерживать, только осуждать. Все познается в сравнении и со временем. У нас есть один очень яркий представитель — он был одним из заметных деятелей на майдане в Запорожье, после чего занял определенную должность в областной администрации. А перед выборами нынешнего Президента этот чиновник поливал его такой грязью, что противно было даже читать. Нормальный человек такого не написал бы, несмотря на это он продолжает оставаться на своем посту, при президенте, которого поносил до выборов. Разве этого человека можно назвать порядочным? Присосался к государственной казне, к бюджету, теперь его не оторвешь. Мой вопрос к вам-разве за это, за подобную практику, стоял майдан?

— В 2017 году после вашей встречи из Сербии с Сашей Вуйчичем, он написал пост, где назвал вас «патриархом Новороссии». Что стало причиной такого обращения к вам и реагировали ли вы как-то на это?

— Этот вопрос надо адресовать к самому Саше. Кто такой Саша, я вообще не знаю. Так, как мужчина в одном из монастырей на Фрушка-горе попросил сфотографироваться со мной, когда я был в Сербии. Что он пишет, извините, я этого не знаю, и за это не отвечаю.

— Какое отношение Запорожская епархия УПЦ имеет к организации «Радомир»?

Никакого отношения к организации ОО «Радомир» Запорожская епархия УПЦ не имеет, потому что упомянутая структура была организована без нашего благословения и контроля. Так, ее члены обращались к нашим священникам за духовным советом, приходили на службы, причащались, исповедовались. В этом нет ничего противозаконного. Если люди, любые люди, искренне приходят ко Христу, уважают и соблюдают каноны Церкви, мы должны их принимать.

— В 2018 году вас обвинили в том, что вы поддержали священника УПЦ, который отказался отпевать ребенка, который был крещен в Киевском патриархате. Объясните, пожалуйста, почему.

— Я неоднократно давал комментарии по этому поводу.

Наш священник поступил все согласно церковных правил. Поскольку покойный ребенок не был членом нашей Церкви, его должен был отпевать представитель той религиозной организации, в которой он был крещен.

Более того, между священнослужителями, которых приглашают ритуальные агентства, есть договоренность: если нужен священник определенной конфессии, деноминации, они передают право совершения обряда соответствующему клирику.

Учитывая, что покойный ребенок был крещен в Киевском патриархате, наш священник позвонил и пригласил представителя УПЦ КП. Тот согласился приехать, надо было немного подождать. Но когда об этом сказали родителям, появилось непонимание, которое потом с помощью СМИ превратили в скандал.

Ведь, по факту, просто раздували бурю в стакане воды. Думаю, никакой особой шумихи не подняли бы, если бы на месте нашего священника оказался клирик другой христианской конфессии. Нужен был повод, чтобы атаковать нашу Церковь, и этот повод состряпали.

Проведу одну, может, не совсем точную, но понятную вам аналогию. Представьте, что к вам в редакцию приходит человек, показывает документ другого издания и начинает требовать — дайте личный кабинет, личную служебную машину, зарплату и тому подобное. И когда вы справедливо указываете ему на то, что он работает в совершенно другом СМИ и там должен предъявлять свои требования, посетитель начинает кричать о том, что ваши слова — это «попытка заткнуть рот журналисту», «атака на свободу слова», «нарушение фундаментальных прав человека». И требовать, чтобы ваша редакция была оштрафована и вообще закрыта как «враги Свободной Прессы». А все остальные этот скандал поддерживают. Как бы вы к этому отнеслись? Наверное, как к страшному и абсурдному сну, ставшему реальностью. А мы, к сожалению, через такое прошли.

— Каков ваш ежемесячный уровень дохода?

— Мои прибыли гораздо меньше, чем, например, у госчиновников-казнокрадов. Священник живет от алтаря, и в чужие карманы свои руки не засовывает. Мое содержание зависит от того, сколько я совершаю служб, а также от возможностей наших приходов.

— Почему вы критикуете ПЦУ?

— Подскажите, а откуда возникла эта организация, кто ее узаконил?

Всем известно-она не признана всеми Поместными Церквями.

И для меня этот момент является определяющим, поскольку в данном случае необходимо исключительно Соборное всеправославное решение, а не видение малой части Вселенского Православия, которое навязывается с помощью политических инструментов.

Бумага, которую подписал Вселенский Патриарх, является лишь, условно говоря, справкой больному о том, что он вполне здоров. Да, можно делать вид, что все хорошо, что все в порядке, но духовные законы не обманешь.

Более того, вспомните слова: «по их делам познаете их» и «не может доброе дерево приносить плода плохого». Разве настоящая Церковь способна захватывать чужие храмы, позволять своим сторонникам бить и калечить людей? И этот вопрос задаем даже уже не мы, а многие наши православные братья и сестры из других стран. В их глазах упомянутая вами организация — это структура с молотком и зубилом в руках, которая на бульдозерах путем насилия и обмана организует «добровольные» переходы храмов в свою юрисдикцию. Просто почитайте, что пишут на эту тематику зарубежные церковные СМИ, даже греческие.

— Некоторые священники обвиняли вас в давлении на них, если они хотели перейти в ПЦУ. Прокомментируйте это пожалуйста.

— Из доверенного мне духовенства практически никто не перешел в соответствующую юрисдикцию. Лишь два человека, на которых я совсем никак не давил, решили нас оставить.

И, если вы уже говорите о давлении с моей стороны, то дайте конкретные имена, чтобы можно было предметно обсудить озвученное вами «обвинение».

Да и вообще, как с помощью чего я могу удержать священника от перехода? Пример: Шостацкий и Драбинко перешли к Думенко, они запрещены Священным Синодом УПЦ, и что? Они кого-то послушали или изменили свое решение? Думаю, дальше нет смысла продолжать.

— В 2018 году вы были временным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Что это значит?

— В то время, по уставу РПЦ, избирались три члена Священного Синода. Речь идет о временных членах, которых приглашают к работе в рамках Синода на полгода. Два из них — с территории Русской и один — с нашей, Украинской Православной Церкви. Таким образом был назначен и я. Меня не спрашивали, а просто ознакомили с решением об избрании к временным членам Синода.

Фактически мы с вами говорим о техническом моменте, который реализовывался в течение многих лет по установленной процедуре и касался любого иерарха УПЦ.

— Продолжаете ли вы контакты с представителями РПЦ?

— Нет.

— Ездили ли вы в Россию после 24 февраля 2022 года?

— Нет, не ездил.

— Поддерживаете ли связь с Патриархом Кириллом?

— Ваш вопрос может вызвать у многих саркастическую улыбку. Даже если предположить теоретически, что я хотел бы поддерживать контакт, как бы я мог это сделать? Мои телефоны прослушиваются, у меня везде в доме, в машине, натыкано «жучков», третий год у ворот дома дежурит один и тот же человек. Как вы думаете — мне нужны дополнительные проблемы на мою и так отягощенную многими заботами голову?

— Обращались ли вы к нему после 24 февраля 2022 года?

— Он не является моим личным духовником, чтобы я к нему обращался по вопросам, которые меня беспокоят.

— Несколько источников сообщило нам, что российское руководство рассматривало вас как Митрополита Киевского и всея Украины после 24 февраля 2022 года. Велись ли с вами какие-то подобные разговоры или возможно, до вас доходили подобные слухи?

— Опять же, то же самое: «анонимные источники». Да они не анонимные, а просто лживые. Или их информация — это плод алкогольного и наркотического чада. Извините, пожалуйста, за эту грубую формулировку, но, честно говоря, это уже реально выбивает из колеи.

Возьмем хотя бы то, что лежит на поверхности. Прежде чем избирать митрополита Киевского, нужно, чтобы эта должность была свободна. К счастью, наш Блаженнейший жив и, дай Бог, будет жить ещё много лет. Так откуда вообще берутся эти сплетни и домыслы?

И как Вы себе представляете разговор со мной по соответствующему поводу? Патриарх Кирилл тайно, ночью на подводной лодке по Днепру, пришел ко мне в Запорожье и предложил стать митрополитом Киевским?

— Были ли у вас разговоры со Службой безопасности Украины после 24 февраля 2022 года, где вас просили «уменьшить пророссийскую риторику»?

— Сначала я хочу попросить вас привести примеры «пророссийской риторики». Мне самому очень интересно с ними ознакомиться.

В своем служении я говорю о грехе и о том, как с ним бороться. Я осуждаю грех, а не грешника, поскольку грех под любой маской остается грехом. На каком бы языке я ни проповедовал — украинском, русском, японском, если я касаюсь темы грехов, они останутся грехами.

Поэтому, как бы я ни говорил и где бы я ни говорил, я должен свидетельствовать о Христе. А СБУ «просила „меня говорить“ патриотично» и, фактически, стать источником политинформации. Однако я не политик или политрук, я — священнослужитель.

— Вы рассказывали, что ваш брат погиб в 2022 году в рядах ВСУ. Расскажите, пожалуйста, о нем. В каких отношениях вы были? Как погиб ваш брат?

— Мой брат был старше меня на 6 лет, мы с уважением относились друг к другу. Он пошел на фронт добровольцем и, к сожалению, погиб от осколочного ранения в голову. Он прибыл на позицию в Донецкую область, под Великую Новоселку. У него, как и у других солдат, не было ни бронежилета, ни каски, несмотря на то, что, по словам Резникова, за месяц до этого на 5 млн долларов было закуплено указанное снаряжение. В 12:00 мой брат погиб, поскольку за полчаса до полудня начался бой, а он, как и остальные солдаты, выступил лишь с автоматом в руках, не имея необходимых средств защиты. Он пошёл в бой за Украину. И погиб. А если бы он имел средства защиты, то погиб бы он? Скорее всего, нет. И вообще вопрос: кто, на фоне таких случаев, враг Украины, а кто — нет?

— В апреле 2022 года вы говорили, что перестанете поминать Патриарха Кирилла, если такое решение примет Собор УПЦ. В мае того же года, Собор принял решение о независимости и самостоятельности УПЦ и выразил несогласие с позицией Патриарха Кирилла. Но в Запорожской епархии его продолжают поминать. Почему?

— Сначала я рекомендую ознакомиться с решением Собора. Вы апеллируете не к тексту документа, а к косвенным источникам. Как говорится в народе: «слышал звон, да не знаю — где он». Журналисты должны работать с первоисточниками информации, анализировать их и определять подлинность. Вместо того, чтобы полагаться на слухи или предположения.

В решении есть пункт, что во время военного положения правящий архиерей имеет право самостоятельно решать вопрос поминовения. Мой долг как пастыря и епископа — прилагать все силы для сохранения церковного спокойствия в доверенной мне епархии. За это меня потом будут спрашивать не на земном, а на Страшном суде. А учитывая, что Запорожская епархия сейчас по объективным причинам, грубо говоря, физически расколота, ни у кого нет права прибавлять ей духовных разделений. Поэтому каждый приход сам принимал решение, как ему действовать — поминать или не поминать. И это правильно, ведь надо отдавать кесарево — кесарево, а Божие — Богу.

— В январе этого года сайт «духовный фронт Украины» опубликовал новость (https://df.news/2024/01/12/odioznyj-mytropolyt-luka-kovalenko-oholoshuie-rozryv-stosunkiv-z-rpts-i-nazvav-hundiaieva-iudoiu/), что вы якобы объявили о разрыве с РПЦ и назвали Патриарха Кирилла «Иудой». Но потом якобы удалили свои посты. Действительно ли это правда?

— Об этом рекомендую спросить непосредственно у «фронта Украины». Со стороны этот ресурс выглядит как продюсер фейков. В частности, сколько бумаг, сколько «документов» они публиковали с якобы моей подписью, однако, по итогам, ничего из этого не подтвердилось. В другой ситуации они давно могли оказаться под угрозой, получив судебные решения о взыскании серьезных средств за оскорбление достоинства и распространение ложной информации. Их счастье, что нынешние обстоятельства им благоволят. А вы просто тратите свое время, вычитывая и публикуя всю эту ложь.

— Расскажите о том, что произошло с Викторией Рощиной в марте 2022 года. Она обвиняет вас в том, что якобы вы «сдали ее на российском блокпосте» россиянам.

— Речь идет о моем участии с десятью священниками в гуманитарном конвое в Мариуполь. Нас пустили только в Бердянск, где мы, как и в Токмаке, оставили десятки тонн продуктов для поддержки наших соотечественников. Более того, мы впоследствии вывезли оттуда более 500 детей. А уж взрослых мы совсем не считали.

В это время неизвестная мне женщина, открыто, непонятно на что надеясь, бегала с фотоаппаратом и фотографировала военных, боевые позиции. Вместе со мной в машине находился мэр Мариуполя, и ещё два человека, за которых давали выкупы более 10 тысяч долларов. С нами в колонне был и глава одной из районных прокуратур этого города. Как вы думаете, если бы я действительно хотел кого-то сдать, то сдал бы какую-нибудь неизвестную мне девочку с фотоаппаратом или достаточно высоких чиновников? Не менее интересно и то, кто ей сказал, что я её якобы сдал. Чеченцы! То есть, они для вас — авторитетный источник и столп истины?

Кстати, после того, как это произошло, меня вывезли отдельно и, цитирую, сказали, что из-за провокации с фотографированием боевых позиций нас всех арестуют. После возвращения в Запорожье я сразу сообщил об этом в СБУ, ответил на вопрос о том, кто был причастен к случившемуся. И, заметьте, по итогам со стороны украинской спецслужбы никаких замечаний или подозрений пока я не получил.

— Также вы говорили в видео, что в колонне были провокаторы с удостоверением журналиста. Кого вы имели в виду?

— В предыдущем ответе все уже сказано.

— Как вы относитесь к тому, что РПЦ отобрала у УПЦ епархии на оккупированных территориях?

— А как вы будете относиться к тому, что потеряете часть семьи, пусть даже временно?

Если говорить конкретно о части Запорожской епархии, то она временно находится под омофором управляющего Бердянской епархией. В будущем все может вернуться к первоначальному правовому состоянию.

Так или иначе, но за этой ситуацией стоят судьбы простых священников, простых верующих. Приходам надо жить. Простой пример: у священника закончилось Миро, необходимое для совершения таинства миропомазания, которое происходит сразу после Таинства Крещения. Это Миро выдает лишь архиерей.

Как я могу передать Миро через военную границу? Как священник с той стороны может приехать ко мне и взять Миро? Как ему быть? Отказать людям в крещении и Миропомазании?

Священник обязан оставаться со своей паствой и заботиться о ней. В то же время то, если я не могу лично прибыть на приходы, еще не означает, что я не являюсь их правящим архиереем.

— Есть ли у вас доступ к этим епархиям?

— С частью своей епархии я прекрасно общался. Каждый месяц мы по Zoom проводили собрания и обсуждения насущных вопросов.

— С чем вы связываете уголовное дело против вас?

— Я говорю правду, и говорю правду Христову, правду о Церкви. Но не всем приятно слушать правду. Кроме этого, как говорят некоторые СМИ, церковная тематика, особенно скандальная, сейчас крайне востребована. Ведь не принимается один всем известный закон.

— Или представители силовых органов угрожали вам или возможно предупреждали перед тем, как СБУ провела обыск в вашем доме?

— Никто не предупреждал и не угрожал.

— В 2022 году против вас ввели экономические санкции. Как это отразилось на вас?

— Эти антизаконные санкции являются безосновательными, потому что я являюсь гражданином Украины. Санкции не могут вводиться против граждан Украины. Забавно читать: мне не разрешают перевозить корабли, самолеты, пароходы и т. д. У меня их, судя по всему, целые флоты и эскадрильи. Но, конечно, это шутка. Из-за санкций может сложиться впечатление, что я — мультимиллионер, но я не имею таких средств. К сожалению, из-за введенных ограничений я не могу выполнять во всей полноте функции управляющего Запорожской епархией. Из-за этих издевательств мне даже сложно оплачивать коммунальные услуги — таким образом государство отблагодарило меня за то, что было спасено столько детей, столько взрослых.

— Какие у вас были отношения с протоиереем Александром Овчаренко? Как вы относитесь к тому, что он теперь служит в России?

— Человек нашел себе место служения. Это его выбор и его ответственность.

Он был нашим клириком и я, по его просьбе, его отпустил. Он отвечал за ведение видеоканала, выполнял свои функции, за время служения особых нареканий на него я не имею.

Отношения у меня с ним были обычные, как у начальника с подчиненным.

То, что он нашел себе другое место служения, было обусловлено желанием вывезти семью подальше от военных действий — у него восемь детей, кроме того, с его слов к нему поступали явные угрозы физической расправы.

Чтобы вы сделали на его месте? Я также заявлял в полицию, когда мне открыто в соцсети грозили лишением жизни (один из собеседников автора — об этом я узнал после выхода материала). Мы подали заявление, но нам отказали в возбуждении уголовного дела.

— Прокомментируйте свою позицию относительно нападения России на Украину. Изменилось ли ваше отношение к России после 24 февраля 2022 года? Повлиял ли на вашу позицию обстрел Запорожья в 2023 году, во время которого пострадал Свято-Покровский собор?

— Блаженнейший митрополит Онуфрий еще в феврале 2022 года озвучил соответствующую позицию Украинской Православной Церкви. Добавить к этому нечего.

Что же касается обстрелов, то меня гораздо больше волнует сохранение человеческих жизней, жизней моих прихожан, а не каменных стен. Все разрушенное, дай Бог, отстроим и отремонтируем.

Главное — не дать разрушить греху ненависти наши души! Ведь как сказал святитель Василий Великий, «тот, что имеет ненависть — питает в себе дьявола».

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

https://hramzp.ua/newsitem/kommentariy-mitropolita-zaporozhskog

http://rusk.ru/st.php?idar=118391

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Ремонт Sony Xperia Z5 Compact