Русская линия
Правая.Ru Алексей Чесноков20.05.2005 

Мифотворческие силы

Зло всегда понятно, легко воспринимается, потому что «может касаться всякого». Это совершенно ясно, ибо тогда оно не было бы злом. Только в соприкосновении с ним можно опознать зло, отличить его от себя. И когда произойдет превращение «доброго хоббита в страшного Горлума», в бой вступят «миротворческие силы»

Спланированная акция по захвату города Андижана в Узбекистане продолжила чреду далеко уже не «бархатных революций» на мировой карте. Даже особо не вникая в тонкости противостояния, а лишь соприкоснувшись с сообщениями западных агентств, можно сделать вывод о симпатиях «просвещенного мира». Несмотря на очевидные «анти»: антиконституционные, антигосударственные и совершенно террористические по сути выступления мятежников, — агентства продолжают упорно утверждать, что эти люди требуют «работы и демократии».

Можно, конечно, предположить следующую ситуацию. Проснувшись утром и увидев из окна гуляющих по городу зеков (вряд ли они были в обычной одежде, если им ее вдруг не подготовили при «освобождении»), с автоматами наперевес, граждане «несвободного» Андижана радостно решили, что пришла демократия, и высыпали на митинг. И, конечно, шагая стройными рядами по полыхающим улицам, они думали исключительно о демократическом будущем. Представить можно, но верится с трудом. В это можно поверить только тогда, когда хочется в это верить и когда это происходит где-то далеко, в другой галактике или в сказочном дремучем лесу.

Да, для какого-нибудь среднестатистического американца или европейца, лет эдак 30 от роду, с нетерпением ожидающего последней части «Звездных войн», так и кажется. В самом деле — свободные красивые узбекские (грузинские, украинские и далее по списку) люди захотели сбросить иго ненавистного тирана. И правильно. А уж если тиран ничего не понял, не осознал своей порочности и отказался влиться в семью кающихся на скамье Гаагского суда, то ничего не остается — «империя нанесет ответный удар».

Сначала словом. Именно слово здесь является ключевым понятием. Сама мысль вышеупомянутого гражданина США или ЕС есть производное от уже сказанного ему кем-то слова. Не обязательно полагать, что государство «вдалбливает» в своих граждан и граждан подконтрольных «союзников» какие-то «демократические ценности». Оно лишь пользуется уже имеющимся словарем.

Было модно в ХIХ веке пользоваться французским — все говорили на французском. Сегодня мода другая. Вырастает новое поколение, которому незнакомы бумажные журавлики умирающих японских детей, которому неведомы ужасы тотальных войн, которому неизвестны внутренняя готовность к смерти в тени «ядерного гриба». Это поколение воспитано на «Звездных войнах», на «Властелине колец», успешно адаптировано к жизни Гарри Поттером, Мадонной и принцессой Дианой.

Смысл их словаря в четком различении зла и добра. Это разграничение не есть продукт некоей тотальной идеологии, их не учат, что плохо, а что хорошо. Соприкосновение с этим миром — и есть их путь познания. Они живут в выдуманном, мифологическом мире. Для них происходящие события — это что-то далекое, сказочная страна, заглянуть в которую можно, но ненадолго. Они не видят сцен насилия и гибель людей рядом (помните, как Америка переживала гибель людей в башнях Близнецах? Это был шок, только не экзистенциальный, а феноменологический. Живые сопереживали увиденному, а не опознанному). Они живут так, как будто играют в кино. Недаром особую популярность среди молодежи снискала футурологическая эпопея «Очень страшное кино» в нескольких частях. Сюжет достаточно прост — это микшированные пародийные нарезки из известных триллеров и «ужасов». Герои этих не особо интеллектуальных комедий оказываются все время как бы в «тех самых» ролях, на которые и подобраны пародийные сцены. В итоге, триллер, как момент сопереживания, заменяется другой реальностью. Поэтому «матричный» мир западной молодежи — это киноигра, даже умирая, они, наверное, будут думать об удачном повороте головы в момент последнего вздоха.

Все эти революционные молодежные движения поэтому такие экспансивные. Юные «скауты» не представляют себе, что они могут умереть прямо вот тут, на месте. Им невдомек, что сказка хороша только тогда, когда она создает ощущение смысла.

Использование современной мифологии структурирует мир. Он, действительно, превращается в два лагеря. Но они, безусловно, неравны. Есть лагерь победителей, которые несут справедливость, и есть лагерь побежденных, которые, естественно, будут наказаны. В идеале — самоликвидированы.

Добро однозначно обладает необъяснимой, с точки зрения обывателя, силой. Зло всегда понятно, легко воспринимается, потому что «может касаться всякого». Это совершенно ясно, ибо тогда оно не было бы злом. Только в визуальном соприкосновении с ним можно опознать зло, отличить его от себя в зеркале. Зло становится злом, когда превращается в иное, чужое, отличное. Было хоббитом, а стало Горлумом. Еще одной характеристикой зла является «глупая страсть» к независимости.

Зло стремится во что бы то ни стало спрятаться, убежать, уйти под воду или в горы, как какой-нибудь орк. А также, что уже превышает все границы благородного негодования просвещенного человека, зло претендует на совершенно ненужные для него ресурсы. То ему хочется побольше воздуха или нефти, то подавай кольцо или ядерную бомбу. Действительно, Иран помешался на «исследовании мирного атома», Северная Корея, где даже собаку днем с огнем не сыщешь, создала ядерную бомбу, а Беларусь запрещает пьяные гуляния на территории резиденции президента. Простому европейцу непонятны такие вещи, как, впрочем, ему непонятны и стремления этих стран к обладанию «заветными ресурсами». Это просто плохо, само стремление чем-то обладать уже наказуемо. Ведь, «чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное», а у них денег нет. Значит, отберут. Например, Россия. Как это она решила обладать монополией на победу?! А союзники? Наверняка, где-то Россия поступила нечестно. И точно — оккупировала Прибалтику, захватила Украину и Польшу. И, страшно подумать, ее возглавлял настоящий монстр, Сталин, который много хуже самого Гитлера…

Обладание всегда подразумевает нечто конкретное, ощутимое. То, что можно в конечном итоге уничтожить. Сама идея собственности, как присвоения себе плодов труда, претерпела незаметную, но существенную эволюцию. Ныне не модно обладать вещью. Если у тебя есть вещь, то ее могут украсть, из-за нее могут возникнуть споры. Она может даже стать причиной чьей-то гибели. Потому что тяжелая, например. Нужно обладать абстрактным богатством: акциями, именем, имиджем и т. д. Ведь чей-то имидж не упадет на голову. Главное в этом — смена ценностной позиции. Основой для существования человека, с точки зрения примитивного счастья, является жизнь. Жизнь как абстрактная единица создала нового человека, который проходит через жизнь, а не болеет ею. В этом заключается важный момент. Жизнь воспринята обществом как ценность, хотя тот же Локк понимал ее как дар. Разница едва различима и заключается в том, что ценность — это согласие всех, а дар — это личная ответственность. Поэтому государство вполне легитимно, если заставляет людей жить или не жить, если вторгается в сердце и душу, чтобы предотвратить гибель. И оно не легитимно, если позволяет другим убивать. В итоге, обладание жизнью как вещью и героизация страданий должны быть ликвидированы. Брошены в горнило какого-нибудь вулкана истории.

Наконец, зло всегда персонифицировано и очень похоже на добро. Но скрывается за маской. Достаточно вспомнить Дарта Вейдера, который без маски был вполне себе симпатичным и добрым Скайуокером. А сама маска — это часть тела зла, которая вырастает, трансформируя некогда здоровое тело в живой изъян. В рану данного бытия, обнажающую его боль, его сущность и направление, так сказать, его деятельности. Как у вампира — кожа белая, клыки острые, в зеркале не отражается и солнца боится. Такого узнать можно всегда. А уж огромный глаз, сияющий во тьме Мордора, так и просится объявить себя злом.

В отличие от зла, добро всегда в общем, оно едино, абстрактно. Когда оно есть — всем хорошо. Полнота добра возможна только тогда, когда все вокруг проникнуты им. Опять-таки, добро — это консенсус. Главное, чтобы существовали джедаи, охраняющие добро при помощи «неведомой силы». Тогда «всем будет счастье».

Не случайно, язык нынешней администрации США, объявившей войну против диктатур, изобилует мифологическими словами: «империя добра», «ось зла», «последний тиран», «демократические силы», «дар свободы». Вместе с этим именно Америке, согласно общему мнению, принадлежит статус «хранительницы демократии», как единственной стране, пока не пережившей никаких тираний. Следовательно, «неведомая сила» и ее применение может быть актуализирована лишь администрацией Буша.

Резюмируя экскурс в голливудский мир и мифологическое наследие Запада, можно честно сознаться — да, сценарии «бархатных революций» и борьбы с тиранами пишутся, как триллер или страшная сказка.

Краткие содержания этих сказок практически неотличимы. Сначала зло забирает себе что-то очень важное. При этом оно использует обман и таинственность. Как только зло заявит о себе — ему наносится ответный удар. Этот удар ни в коем случае не должен быть смертельным. Он должен быть педагогически выверенным. А вот если зло не обратится к покаянию, если оно не вернет украденное, тогда появятся джедаи. И при помощи «неведомой силы» поставят это зло на место, а затем покажут его — обнаженного и без маски — всему прогрессивному человечеству. И будет пир, герои будут почтены орденами, а подробности «миротворческой операции» — молчанием. А некоторые особо приближенные к тайне «операций» отправятся на заслуженную пенсию куда-нибудь подальше от людских глаз.

Таким вот нехитрым способом сегодня актуально поднимать молодежь, как наиболее активную часть населения, против власти. Молодости не свойственно думать о завтрашнем дне, она не боится смерти. И она верит этим сказкам, потому что это «круто и модно». Особенно захватывающими, видимо, по вине «шахерезады», сказки оказываются ближе к утру, когда начинается перерыв до полуночи. И только тогда наступает продолжение. В режиме живого сериала.

К сожалению, этим сказкам вынуждено верить и зло. Ему просто нечего сказать. А что тут скажешь, если никто ничего не поймет. Старые сказки давно забыты. И про льва из Нарнии, погибшего ради других, и про маленького Мука с обезображенным лицом, и про Геракла, чистившего конюшни. Это сейчас не актуально и выглядит пошлым — особенно конюшни…

Так что, не Узбекистан первый, не Узбекистан последний.

Show must go on!

http://www.pravaya.ru/look/3286


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика