Профессор Александр
Леонидович ДВОРКИН, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета Бывает так — съездил человек в молодости в какую-нибудь экзотическую страну и подхватил там местную форму
лихорадки. Вернувшись домой, он обращается к врачу и с удивлением слышит, что
оказывается, новоприобретенная болезнь теперь станет его спутником на всю жизнь,
время от времени обостряясь, и на какой-то срок приковывая его к постели.
Болезнетворные микроорганизмы навсегда поселились в его теле.
Одна из самых тяжелых духовных болезней — оккультизм. И увлечение им, даже давно изжитое
и раскаянное, все равно почти никогда не проходит бесследно. «Микробы»
оккультизма очень долго живут в душе человека и время от времени дают о себе
знать.
Опубликованная в «Призвании» блестящая по форме статья-лекция «Я и моя душа» талантливого педагога Е. А. Авдеенко, к сожалению, выказывает
зараженность оккультизмом. Я лично с Евгением Андреевичем ни разу не встречался
и не беседовал, и могу предположить, что в жизни он искренне верующий и воцерковленный православный человек. Но, тем не менее, написанная им статья по своему содержанию глубоко оккультна (1).
Оккультизм, в частности,
характерен тем, что совмещает феномены духовные и физические, точнее верит в то,
что они жестко управляются одними законами. Вот, скажем, очевидный пример:
Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая
может перемещаться по телу… Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего
она блуждает.
Вообще-то это из Кастанеды — «блуждающая точка сборки» и проч. Но где в православной литературе автор может найти эту «блуждающую» душу,
которая в определенном возрасте у девушек перемещается в область ниже
пояса?
Дальше по мысли автора происходит трансформация подростка в инфернального «энергетического вампира» (опять же, заметим, оккультное
нью-эйджевское понятие):
«…эта точка концентрации постепенно из головы (если она там была) перемещается вниз… ниже… еще ниже… надо еще
ниже… Меняется выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника
ночью). Вот, эта точка концентрации опускалась-опускалась и ушла под диафрагму.
Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют «женское очарование». Девушка
подправила это облачко… А вот теперь она — встала… и пошла. Она идет — как
бульдозер. А навстречу ей… расслабленный, разобранный… на полусогнутых. Что
произойдет?… Да, она его «сшибет"… Мальчики, имейте в виду, девочки часто
«сшибают» вас не потому, что вы им нравитесь: им просто интересно, как это
делается».Ну, просто, материал для очередного «Ночного дозора».
Интересно, господин Лукьяненко не этой ли статьей вдохновился, когда приступил к написанию своего блокбастера?
Но это еще лишь подступы к теме. Вот —
главный смысловой отрывок статьи. Автор считает его неопровержимым
доказательством недопустимости внебрачных половых связей. Приведу его со своими
краткими комментариями:
«Заповедь Божья говорит кратко и просто — «Не прелюбодействуй», не блуди. Один раз меня спросили, а почему этого нельзя
делать? Кому от этого плохо, если люди получают наслаждение и никому не причиняют вреда? Если хотите, я попытаюсь ответить на этот вопрос, почему
нельзя. Отвечать? Хорошо, я расскажу вам одну историю. У меня был друг, который
был намного старше меня. Он серьезно занимался йогой, и мы с ним часто спорили,
потому что он был индуист, а я православный христианин. Мы с ним спорили, но я его и любил и глубоко уважал. Он серьезно работал над собой…»
Заметим, что подспудно в тексте автора проскальзывает идея равноценности
двух путей — оккультной йоги (в скобках заметим, вопреки утверждениям автора, не принадлежащей к настоящему индуизму) и Православия. То есть можно спорить, но и в йоге, «серьезно поработав над собой», можно достичь подлинных духовных высот.
«Однажды с ним случилось несчастье: он влюбился. Влюбился в девушку
восемнадцати лет». Для автора чувство любви — несчастье. Вряд ли это
оговорка. Все остальное содержание статьи подтверждает такое мироощущение
автора.
«Он ей ничего не говорил о своих чувствах, но сильно страдал.
Для йога его квалификации такое страстное движение души было крайне опасно, оно
могло закончиться сумасшествием или смертью». Вновь отметим
приверженность автора к суевериям. В частности, он верит в оккультные сказки о неких особых йогических магических силах и возможностях. Чего стоит одно только
выражение:
«Для йога его квалификации"… И сейчас Евгений Андреевич
скармливает эти свои суеверия детям.
«Так прошло несколько месяцев. И вот однажды ночью…
Мой друг соединился с любимой девушкой — душой, на невидимом плане… Он был в одном конце Москвы, она в другом. Она ничего не почувствовала… Утром он проснулся от боли в нижней части позвоночника. У него
вдруг обнаружилось заболевание, которое называется защемление нерва. Раньше он таким заболеванием не страдал; за одну ночь оно не могло возникнуть. Он начал
выяснять, в чем дело. И что оказалось? Оказалось, что он любил эту девушку, а она любила не его, а другого человека. А у этого другого человека было…
защемление позвоночного нерва. Таким образом, мой друг соединился с этой
девушкой, а через нее — с другим, незнакомым человеком. Причем, обратите
внимание, это девушка была девица, физической близости ни с кем не имела».Итак, оказывается, возможен некий неизвестный ни науке, ни православному богословию «астральный блуд» — соединение с другим человеком
«душой, на невидимом плане». Заметим, Е.А. Авдеенко говорит не о блудных
помыслах, не о вожделении, а именно о некоем «духовном прелюбодеянии», от которого, однако, получаются вполне конкретные физические результаты. Чем это
хуже, скажем учения Муна о том, что праматерь Ева до физической близости с Адамом имела половую связь с сатаной? Разница разве только в том, что в фантазиях Муна эта связь произошла, так сказать, с согласия обеих сторон, а в нашем рассказе, девушка об этом даже не подозревала. Это даже покруче, чем
ренессансные страшилки об инкубах и суккубах, ибо те, являясь людям, обретали
некое подобие человеческой плоти и путем обманного сходства с мужем (или женой)
получали согласие своей жертвы на соитие.
Результатом же во всех случаях
оказались физические последствия: Ева приобрела кровь сатаны; жертвы принявших
человеческое обличие бесов (инкубов или суккубов) зачинали очередных «детей
Розмари», а йог получил прострел позвоночника.
Представляете себе, каким
источником заразы являются эти женщины из повествования Евгения Андреевича? Вот
девушка, живет себе, вроде, чисто, в блуд не впадает, девство свое соблюдает. И,
тем не менее, все время передает болезни влюбленных в нее мужчин от одного к другому. Вот уж, действительно, несчастье — влюбиться в кого-нибудь! Смотрите,
юноши, ни в кого не влюбляйтесь, а то сами не заметите, как благоприобретете все
болезни какого-нибудь другого неизвестного вам воздыхателя, о котором даже сама
девушка может и не подозревать. Ну, скажем, приглянулась она случайному
прохожему на улице…
И весь этот оккультный псевдонаучный бред
преподносится детям под видом Православия! Непонятно, какую цель преследует
автор? Какого результата он желает добиться?
Если он хочет объяснить
детям, что случайные связи приводят к нехорошим заболеваниям мочеполового
тракта, то это гораздо лучше, квалифицированнее и нагляднее может сделать любой
врач из кожно-венерологического диспансера. Задача православного докладчика — не подменять лекции врача, но постараться убедить детей в
духовной
разрушительности блуда,
духовной опасности похоти,
духовной
поработительности вожделения. Из лекции же православного педагога Е. А.
Авдеенко, обычный светский подросток может сделать лишь один вывод: коль скоро,
влюбившись, все равно подхватишь чью-нибудь болезнь (кто его знает, какие там
«высококвалифицированные йоги» соединяются с его возлюбленной
«на невидимом плане»), лучше уж, по крайней мере, получить все удовольствия —
ведь болеть все равно придется, а за семь бед, бывает, как известно, всего один
ответ…
Но такого очевидного поворота мысли (чуть позже, после осмысления
сказанного им) Евгений Андреевич не предвидит, строя свою аргументацию на эксплуатации подростковых суеверий — например о всесилии йогов, которые «все
могут».
Хотя и разъяснение опасности блуда и проч. — совсем не главное в беседе с подростками. Эти темы должны прозвучать уже потом, да и то, если
понадобится. В самую же первую очередь православный докладчик должен показать
детям красоту моногамных брачных отношений, радость деления всего себя с единственной любимой, с которой объединяешься однажды и навсегда, радость
несения ответственности за семью для мужа и радость признания над собой главы
для жены. Но в лекции г-на Авдеенко нет ни радости, ни красоты. Есть
уничижительная насмешка над чувствами неискушенных юношей; есть сведение всех
ощущений взрослеющей девушки к половому инстинкту и всех ее стремлений — к
«энергетическому вампиризму»; и есть, наконец, оккультная задетерминированность
заражения от женщин всевозможными болезнями, передающимися «на невидимом
плане».
Все это, выдаваемое за православие, боюсь, может всерьез и надолго отпугнуть детей от Церкви, да и вообще от христианства. Очень жаль, что
подобный антимиссионерский материал был опубликован в журнале миссионерского
факультета нашего университета.
СНОСКИ:(1) Насколько я понял, у педагогов и психологов также есть претензии к этой статье. Думаю, что,
помимо всего прочего, автор страдает неосознанной мисагинией: его описания
женщин и девушек недостойны христианина, да и просто мужчины; отметим, что во всей статье он не дает ни одного положительного образа девушки или женщины. Но здесь я рассмотрю лишь оккультные черты статьи, делающие ее содержание
несовместимым с православным мировоззрением.
(2) В моем детстве
врачей-венерологов приглашали для профилактических бесед в выпускные классы, и они прекрасно справлялись со своей задачей.
12.05.2005
http://www.fomacenter.ru/prizvanie/index.php?issue=3§ion=32&article=954