Русская линия
АиФ Петербург Тамара Смирнова19.05.2005 

Лица петербургской национальности

В Петербурге с момента его образования всегда жили люди самых разных наций и вероисповеданий. Сегодня у нас зарегистрировано более 150 различных национальных и межнациональных объединений.

Как меняется в последние годы национальный состав города? Почему именно в Питере столь сильны коричневые настроения? Где следует искать истоки сложившейся ситуации? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя научного центра «Петрополь» при Доме национальных культур (старейшей межнациональной организации в России), доктора исторических наук, профессора, автора книги «Национальность — питерские» Тамару СМИРНОВУ.

Население нашего города никогда не росло за счет естественного прироста

— Согласно международным нормам, город считается многонациональным, если кроме основной национальности совокупное население всех остальных проживающих составляет не менее 5%. В Петербурге всегда численно преобладали русские, но столь же постоянным было присутствие представителей десятков иных национальностей (от 6 до 23%). По предыдущей переписи населения 1989 года, в Ленинграде насчитывалось около 550 тысяч человек более 120 нерусских национальностей, что составляло почти 11% от всех горожан.

Недавно стали известны результаты переписи населения России 2002 года. Численность населения Петербурга составила 4 661 000 человек. Это на 330 тысяч меньше, чем в 1989 году. Русских в Петербурге стало почти на 500 тысяч человек меньше, совокупное же население других национальностей выросло на 160 тысяч. Но вот цифра, которая меня поразила: 368 тысяч петербуржцев (около 8% всех горожан) отказались назвать свою национальность. Это в 96 раз больше, чем в 1989-м. Полагаю, большинство этих людей — нерусские, не захотевшие в этом признаваться.

Снизилась численность четырех наиболее крупных нерусских национальностей города — украинцев и белорусов (примерно на 42% каждой группы), татар (на 20%) и — особенно сильно — евреев (на 65,5%). Меньше стало башкир, казахов, карел, киргизов, коми, латышей, литовцев, марийцев, молдаван, мордвы, поляков, туркмен, удмуртов, узбеков, финнов, цыган, чувашей, эстонцев, якутов.

Выросло количество петербургских азербайджанцев, армян, грузин, корейцев, китайцев, немцев, осетин, таджиков. Однако эти цифры не вполне отражают реальную картину — руководители азербайджанской, армянской, татарской национально-культурных автономий Петербурга приводят данные о численности своих диаспор, в несколько раз превышающие официальные.

Что мы видим? Численность нерусского населения в Петербурге действительно растет. При этом смертность населения в два раза выше рождаемости, и эти процессы будут продолжаться. Но считать, что возникла нештатная ситуация, нельзя. Население Санкт-Петербурга и Ленинграда никогда не росло за счет естественного прироста — всегда за счет приезжающих. Кстати, когда город только создавался, все его жители были пришлыми, а коренное население, финнов-ингерманландцев, выселили. А если вспомнить, что в 1703 году здесь стояли татарские юрты?

В нашей стране всегда было негативное отношение к некоторым народам

— Сейчас все чаще говорят об опасности фашизма. Она действительно есть. Но во всех странах, переживших эту чуму, главной причиной появления фашизма и нацизма была тяжелая социально-экономическая ситуация. Помните, перед распадом СССР часто звучали разговоры: «Мы, Россия, всех дотируем, всех кровью своей питаем. Нужно сбросить балласт в виде союзных республик, пусть они отделяются». Это была не прямая ксенофобия, но я убеждена, что здесь истоки нынешней ситуации. Недовольство неизменно устремляется по самому простому пути, и национальная окраска, национальные маркеры бросаются в глаза в первую очередь.

Впрочем, еще раньше, во времена СССР, в глубинном менталитете всегда какие-то народы воспринимались отрицательно и обвинялись во всех бедах, например евреи. Это существовало постоянно, пусть и на бытовом уровне. Вообще, настороженно относиться к представителю другой расы, другой национальности человеку свойственно в принципе. Потому что у нас, видимо, генетически с древнейших времен где-то в подкорке осталось, что одно из условий выживания — «чужого не допускать, чужой — опасный». Человек в первую очередь видит то, что разделяет, а не то, что сближает.

Итак, нерусское население в Петербурге растет, при этом часть его не имеет петербургских корней — это люди, сорванные с мест своего прежнего обитания вихрями перестройки и катаклизмами политических и экономических реформ конца века.

Значительная часть новых переселенцев из бывших республик Советского Союза — экономические мигранты. Эти люди вызывают неоднозначную реакцию местного населения, правоохранителей и городских властей, так как мигранты часто становятся конкурентами в определенных видах занятости (строительство, торговля, мелкое и среднее предпринимательство, охранное дело и др.) и вступают в сложные отношения с утвердившимися на рынке предпринимателями и финансистами. В то же время торговля наркотиками, связанная с некоторыми этническими группировками, представляет несомненное зло и серьезную угрозу для безопасности города. Наконец, опасность терроризма является также важным фактором роста этносоциальной напряженности.

Все мы разные, но все мы — петербуржцы

— В любом случае в начале XXI века Петербург продолжает оставаться многонациональным или, как сейчас принято говорить, полиэтничным городом. Между тем сложившееся в XIX веке представление о Петербурге как о самом нерусском из всех русских городов, при всей его неоднозначности, следует признать более адекватным, чем возобладавшее в последние десятилетия в массовом сознании и политике мнение о русском городе, в который «понаехали разные» и тем «испортили петербургский дух».

Возможно, лучшим опровержением такого взгляда является следующий факт: места рождения знаменитых петербуржцев, которым установлены мемориальные доски в нашем городе, рассеяны по всему миру, в том числе уроженцев Петербурга в этом списке 22,8%, выходцев с Украины — 10,8%, Северного Кавказа и Закавказья — 5,2%, из Прибалтики — 3,8%, Белоруссии — 2,2%, Молдавии — 0,4%, Европы — 4,4%.

Разве Пушкин родился в Петербурге? А прославивший Невский проспект Гоголь вообще приехал из Малороссии! Что уж говорить о плеяде великих зодчих — итальянцах, швейцарцах, французах, немцах. А вспомните защиту Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, когда весь многонациональный Советский Союз был вместе с нашим городом. «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» — написал в 1941 году Джамбул.

Мы разные, но мы — петербуржцы. Мы петербуржцы, но мы разные. Это разнообразие и эта общность — судьба Петербурга, источник его развития, залог его притягательности, гарантия его процветания. Можно даже сказать, что у нас есть общая «национальность» — питерские, и этим можно гордиться.

Записал Артем КОСТЮКОВСКИЙ

http://www.aif.ru/online/spb/613/09


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика