RBC daily | Анна Попова | 19.05.2005 |
Во вторник в Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась конференция «Экономика образования: итоги мониторинга», на которой были представлены результаты исследования отрасли. В нем оценивались расходы государства и населения на образование, взаимодействие образования с рынком труда, уровень коррупции в этой сфере. По мнению участников конференции, сложившаяся система недостаточно отвечает рыночным потребностям. Кроме того, сегодняшний уровень финансирования образования недостаточен для ее нормального функционирования. В ходе конференции было предложено несколько вариантов ее дальнейшего развития: очевидно, что простыми административными методами нужного эффекта достичь не удастся.
Как известно, до 2010 г. должна пройти реформа всей сферы образования. В частности, планируется принять ряд законов, которые изменят ее коренным образом, среди них и новая редакция закона «Об образовании». В результате эта сфера перестанет быть изолированной от всех остальных секторов экономики и станет ориентироваться на запросы современного рынка труда. Кроме того, в этом году заканчивается срок действия федеральной целевой программы развития образования. Как считает заместитель министра науки и образования Андрей Свинаренко, новую нужно принимать из расчета принятых в декабре прошлого года решений правительства в этой сфере. Прежде всего, необходимо ориентироваться на потребности государства и населения, а также на потребности рынка труда. В свете этого, по его мнению, нужно обратить внимание на существующую ситуацию в российском образовании в части диверсификации образовательных учреждений, их конкурентоспособности, а также на проблему так называемого псевдообразования. Об этом же говорили и представители Росстата. Заместитель руководителя Федеральной службы госстатистики Игорь Ульянов подчеркнул, что сегодня система образования недостаточно рыночная, из-за чего спрос в этой сфере определяется нерыночными факторами.
Из отчета о результатах мониторинга следует, что совокупные затраты на образование (в том числе расходы бюджетов всех уровней, расходы населения и предприятий) составили в прошлом году 928 млрд руб. — 5,5% ВВП. При этом бюджетные расходы на образование за четыре года выросли в общем образовании вдвое, а в профессиональном — в 1,7 раза. Также авторы мониторинга уделили внимание вопросу бесплатного образования: только 1% семей не тратят своих средств на обучение ребенка в общеобразовательной школе, а поступление в вуз только для 6% прошло без дополнительных затрат. Например, официально регистрируемые затраты при платном обучении, согласно исследованию, в десять раз выше, чем при бесплатном, а «черные» (иначе говоря, нелегальные) — при платном и бесплатном обучении примерно одинаковы.
Естественно, в столице удельные затраты на образование растут быстрее. Например, затраты на поступление в вуз за год в Москве выросли на 65% и меньше чем на 20% в регионах. В основном этот прирост происходил за счет затрат на репетиторов и взятки. Примечательно, кстати, что стоимость услуг репетитора находится в прямой зависимости от вуза, куда рассчитывает поступить ребенок. Ставка преподавателя из «нужного» учебного заведения минимум в полтора раза больше, чем из любого другого. Причем репетиторов в Москве нанимают 15−20% родителей. Среди абитуриентов тех, кто занимается с репетитором, 32%.
При этом не стоит забывать, что высшее образование для большинства россиян по-прежнему остается обязательным: на него ориентируются 81% семей. Правда, и работодатели придерживаются того же мнения: 90% считают необходимым вузовский диплом для специалистов и руководителей, и 50% - для служащих и квалифицированных рабочих. В итоге, с одной стороны, высшее образование становится «скучной необходимостью», с другой — работодатели прекрасно понимают, что молодого специалиста им придется доучивать, несмотря на диплом.
Особо в отчете по мониторингу говорится о кадровой проблеме. Приемлемый уровень заработной платы, при которой преподаватели не искали бы дополнительных заработков, для Москвы составляет 27 тыс. руб., а для регионов — 20 тыс. (сейчас в столице средняя зарплата преподавателя вуза — 7,5 тыс. руб., а в регионах — 5 тыс.). А «идеальным» уровнем зарплаты участники исследования назвали 50 тыс. для Москвы и 35 тыс. руб. для регионов. Надо сказать, что после того, как эти цифры были озвучены, в зале стало неприлично тихо.
Эксперты полагают, что в сегодняшней ситуации, когда система образования не получает финансирования даже такого уровня, какой был в советские времена, а рынок труда искажен не в ее пользу, необходимо скорректировать дальнейшую программу развития отрасли для преодоления этих проблем. Предлагается несколько вариантов, в том числе проведение либо административной, либо экономической реструктуризации системы образования. При первом варианте, за который выступает министерство науки и образования, доля высшего образования за счет восстановления госзаказа снизится, будут стандартизированы учебные программы в школах. Но при этом не станет и конкуренции между учебными заведениями.
Если же будет выбран вариант экономической реструктуризации, в отрасль окажется возможным привлечь до 30% дополнительных средств. «Если ставить вопрос об увеличении финансирования, то бюджета хватит на двукратный рост зарплат преподавателям к 2010 г., — прокомментировал RBC daily ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Если будет выбрана политика административной реструктуризации, это даст положительный результат, но высшее образование не сможет получить значительная часть людей (тех, кто сейчас получает его, что называется, абы как, — RBC daily), и в отрасли снизится конкуренция». По мнению г-на Кузьминова, вузы необходимо поддерживать за счет долгосрочных программ, в противном случае они не будут ориентированы на современные условия рынка труда в России. Впрочем, пока окончательного мнения о том, как все же станет развиваться система образования, нет.
Отдел экономики
http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2005/05/18/202 104