Русская линия
Независимая газета Вера Постнова18.05.2005 

Ваххабитам в России вольготно
Власти предпочитают не замечать опасности распространения религиозного экстремизма

Кровавый конфликт в Узбекистане начался в Ферганской долине, где сильны позиции исламской экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». Выступления религиозных экстремистов наложились на тяжелую социальную ситуацию в одном из самых экономически отсталых регионов страны. Похоже складывалась ситуация и на юге Киргизии, где проживает большая узбекская диаспора и также популярны идеи «Хизб ут-Тахрир». Надо заметить, что позиции радикальных исламистов сильны и в ряде регионов России.

На днях мухтасиб Казани Мансур Джалетдин издал приказ «О порядке проведения пятничных служб». Мансур-хазрат распорядился «проводить пятничные проповеди только утвержденным имамам-хатыбам либо уполномоченным и заместителям, не допускать во время службы общения с прихожанами в режиме вопрос-ответ».

Непосредственным поводом для появления столь жестко регламентирующего церковную службу документа стал конфликт в казанских мечетях «Булгар» и «Марджани». В первом случае хизбы (как называют здесь приверженцев «Хизб ут-Тахрир») окружили читающего намаз председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) муфтия Татарстана Гусмана Исхакова и пытались вырвать у него из рук микрофон. А в «Марджани» для восстановления порядка пришлось прибегнуть к услугам службы собственной безопасности мечети.

Еще больше подобных фактов имеется на периферии, где хизбы давно уже держат в страхе руководителей мечетей и прихожан. Еще в феврале на заседании круглого стола по проблемам экстремизма первый заместитель председателя ДУМ Татарстана Валлиула Якупов заявил, что «молодые мусульмане захватывают мечети и не пускают туда наших (то есть сунитов-ханафитов. — „НГ“) бабаев».

Наблюдатели полагают, что возросшее число провокаций «со стороны неизвестных лиц», как называют экстремистов разного толка местные СМИ, является ответом на аресты в прошлом году членов партии «Хизб ут-Тахрир». В Татарстане тогда арестовали несколько десятков мусульман. Их брали прямо в мечетях, во время намаза. Суды над арестованными продолжаются по сей день. Правда, большинство отделывается легким испугом. В январе в Азнакаево двое членов «Хизб ут-Тахрир» были оштрафованы на 4 тыс. руб. каждый. В апреле в Альметьевске суд приговорил троих экстремистов к двум годам лишения свободы условно, еще двое получили по году, и тоже условно.

При этом, по утверждению Валлиулы-хазрата, главари экстремистов, являясь хорошими конспираторами, «за версту чуют опасность быть арестованными и всегда заблаговременно перемещаются в другие регионы». Задерживают лишь рядовых строителей халифата «от океана до океана», которые не всегда даже умеют толком объяснить цели и задачи запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир». Что, впрочем, не мешает им присягать на верность этой партии, а порой и умирать за ее идеалы. Власти предпочитают не замечать всей опасности религиозного экстремизма.

Первым опасность ваххабизма для татарской мусульманской уммы в начале 90-х годов прошлого века разглядел имам мечети «Булгар» Фарид Салман. Тот факт, что молодые татары республики сотнями направлялись на учебу в арабские страны, а многие из них оказались в лагерях Хаттаба и Басаева в Чечне, Фарид Салман объяснял тем, что «понятие нации у татар всегда ассоциировалось с исламом». Поэтому татарские националисты, жаждущие независимости, стали легкой добычей эмиссаров международного экстремизма, обещающего им эту независимость от России через построение халифата. Салман предупреждал, что взрыв этой адской смеси (радикального национализма с религиозным экстремизмом) в Татарстане, который находится в центре России, может привести к непредсказуемым последствиям.

Но, как двенадцать лет назад, светская власть делает вид, что нет причин для волнений. «Есть обыденное мнение: если в Татарстане много мусульман, значит, там должны быть и ваххабиты, — утверждает госсоветник по политическим вопросам при президенте Татарстана Рафаэль Хакимов. — Но почему обязательно «должны быть»? Наша история, работа разных органов и тех же силовых структур позволяет сказать: «Извините, у нас все спокойно!»

Чиновнику почти дословно вторит Валлиула-хазрат. Отвечая на вопрос «НГ», возможно ли в Татарстане повторение узбекских событий, он сказал: «У нас нет условий для подобных инцидентов. У нас уровень жизни и уровень образованности выше, чем в Узбекистане. Там вывела людей на улицы безысходность».

Тем, кто не разделяет данную точку зрения, приходится нелегко. Вынужден был уехать из Татарстана один из лучших российских богословов Фарид Салман, обличавший муфтия Гусмана «в ваххабизации мусульман Татарстана». Ушел в политическое небытие экс-депутат Фанавиль Шаймарданов, который в октябре 1998 года с трибуны Госсовета напрямую обратился к президенту республики Минтимеру Шаймиеву с просьбой пресечь деятельность «ваххабитского муфтията под руководством Гусмана Исхакова». Депутат передал Шаймиеву обращение нескольких тысяч мусульман, аудио- и видеокассеты, подтверждающие изложенные в обращении факты.

Сейчас на тропу войны с ваххабизмом в Татарстане ступил мулла Закабанной мечети Исхак-хазрат Лотфуллин (в прошлом кадровый офицер Советской армии, кстати, сын муллы). Два месяца назад он обратился с письмом к президенту Татарстана, обеспокоенный ситуацией в мусульманской общине, в котором обвинил муфтия Гусмана в «двойной морали». «На словах он против экстремизма, — утверждается в письме, — громко клеймит ваххабизм, джамааты, сторонников партии «Хизб ут-тахрир», а на деле способствует укоренению экстремизма в нашей республике, и все это знают и молчат. Я лично предупреждал муфтия, что в медресе Розовой мечети создано отделение «Хизб ут-Тахрир», что в республике открыто действует их главарь, преподаватель этой мечети Алишер Гусманов, но муфтий не принял мер тогда, не принимает их и сегодня, хотя в медресе создан самый настоящий закрытый тюремный режим. Его помощник, мухтасиб Набережных Челнов Альфас-хазрат содержит несколько подпольных медресе радикально-турецкого толка, о чем муфтий был поставлен мной в известность».

Пишет Исхак-хазрат Лотфуллин и о Мунире-хазрате, который в Чистополе ведет обучение шакирдов по радикальной программе. Исхак-хазрат просит президента «обратить внимание на личность человека, с чьим именем и делами связаны многие нынешние проблемы в мусульманской общине».

Ответ имаму Закабанной мечети пришел почему-то не из администрации президента Татарстана, а из МВД республики. Как сообщали милицейские чиновники, «факты, изложенные в письме, не подтвердились».

Вера Федоровна Постнова — собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане

http://www.ng.ru/politics/2005−05−18/2_kartblansh.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика